Женщина во власти всегда привлекает внимание историков и писателей. Об этом явлении интересно искать материал, в надежде раскопать какую-нибудь интрижку и привлечь интерес читателей. И ожидания практически всегда оправдываются.
Вот и история династии Чингизидов содержит очень любопытные сведения о ханшах на троне. С самого начала существования монгольской империи роль женщин – представительниц рода Чингисхана была весьма значительной. Вражда между Чингисханом и меркитами не завершилась после того, как он разгромил их в отместку за похищение своей жены Борте. Один из меркитских нойонов по имени Тайр-Усун в залог мирных намерений отдал в жены Чингисхану свою дочь. Однако вскоре снова выступил против войск Чингисхана, но потерпел поражение и был убит. Одна из молодых жен Тайр-Усуна по имени Туракина попала в плен к третьему сыну Чингисхана Угедэю. «И он познал её». Причём в довольно грубой форме, завалив её под кибитку. Впрочем, в те времена жены переходили как наследство новому владельцу, захватившему замок, трон, карету, кибитку. Кстати сказать, Екатерина (первая) тоже была извлечена из-под телеги. И Владимир свою жену Рогнеду получил, переступив через убитых им её отца и братьев. И заставил её «разуть рабича», нарочно испачкав сапоги в конском навозе. Так что путь королев в мрачную пору средневековья был тернист и благоухал отнюдь не розами. Выбравшись из-под телеги и преодолев брезгливость, Туракина стала второй любимой женой Угедэя. Назовём её Туракина Вторая. Вроде Екатерины II.
По отзывам средневековых историков, она была «весьма проницательной и способной женщиной». Некоторые исследователи даже склонны утверждать, что именно она осуществляла управление в то время, как её муж предавался опьянению. Примерно так же, как муж Екатерины II предавался пьянству с голштинскими офицерами. Так что мы смело можем сделать вывод о том, что ещё с монгольских времён повелась на Руси добрая традиция: коль жена – умница, то можно с дружками и веселию предаться питейному. Ну а после скорой кончины благоверного, Туракина II взяла власть в свои мозолистые руки.
О роли Туракины в политических делах Великой Монгольской империи говорит хотя бы такой факт, что она издала ряд официальных указов на разных языках, в частности на монгольском и китайском. Для издания указов на китайском языке ей помогал советник Чингисхана Елюй Чу-цай. Как вы догадались, документы эти утеряны.
Не проявляя явной склонности к той или иной религии, тем не менее, покровительствовала даосам. И вообще старалась поддерживать ровные отношения к разным религиям многочисленного народа монгольской империи.
Как мы все хорошо знаем, Екатерина II тоже активно занималась политической деятельностью, издала ряд указов, вела переписку со многими европейскими философами, в частности с Вольтером. И хотя была лютеранкой, но при крещении получила другое имя, так же как и Туракина. Настоящее имя одной – Доригене, а другой – Фике.
Средневековые авторы единодушно считают Туракину неспособной к делам правления и обвиняют в развале государства, но ни один из них не даёт ответа на вопрос, почему она сумела так долго продержаться у власти, да ещё и расправиться со своими политическими противниками. Надо полагать, вдова Угедэя удачно пользовалась разладом в ханском семействе и умело лавировала между влиятельными придворными кланами. Кроме того она с самого начала привлекла на свою сторону имперское чиновничество и военную верхушку, раздав множество подарков и пообещав, что все сановники сохранят свои должности. Так же, как и Екатерина, привлёкшая на свою сторону гвардейских офицеров и щедро вознаградив их, после дворцового переворота. Чего никогда не было при Чингисхане, который не опирался на знать, а ценил личные заслуги и при нём было много военачальников из незнатных родов. Что было и при Петре III, который привлёк своих земляков из незнатных родов.
Л.Н.Гумилёв характеризует новых сановников, появившихся при регентше, как «придворную камарилью», поскольку власть в империи перешла в руки тех, кто пользовался личной благосклонностью Туракины, без учета их реальных заслуг. Любопытно, что вторым лицом в государстве стала наперсница Туракины Фатима – таджичка или персиянка, попавшая в плен к монголам. Пережив многочисленные приключения, Фатима какое-то время занималась сводничеством и каким-то образом попала в поле зрения Туракины II, стала стремительно возвышаться и, в конце концов, получила безграничную власть.
Как мы знаем, при Екатерине II самой близкой подругой и наперсницей была Екатерина Дашкова, которая также обладала неограниченным влиянием. И при Екатерине власть была в руках незнатных по происхождению людей, зато пользовавшихся благосклонностью императрицы.
После смерти Туракины II ханом стал её нелюбимый сын Гуюк, которого она очень долго не допускала к власти. И сразу же после воцарения Гуюк хан начал расправу над фаворитами своей матери. Прежние же сановники наоборот были возвращены на свои должности. Про Павла I обязательно рассказывать, или вы уже и так догадались?
Ещё можно долго продолжать приводить параллели между правлением Туракины и её сына Гуюка с Екатериной и её сыном Павлом, которые настолько же похожи, как два желудя с разных деревьев. Последнее соответствие, которое хотелось бы привести, то, что после Туракины правили две правительницы: Огул-Гаймиш и Сорхактани. Как вы помните, на русском престоле тоже были ещё две правительницы: Анна Леопольдовна и Елизавета.
Коли есть столь явное соответствие истории монгольской империи с историей русской империи, то проведём и другие сравнения.
Эти сравнения можно прочитать в книге "Русские - славяне или медведи". Виктора Воронова.