В прошлой статье разобрали архетипы героев, но вместе с ними существуют и архетипические темы, которые также близки каждому человеку. Понимая их, можно выстраивать сюжет истории, который откликнется в душе читателей.
Архетип сюжета
Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с различными ситуациями: рождение ребёнка и смерть близкого человека, первая любовь и расставание, стремление к развитию и изменениям. Эти глобальные темы ещё в древности легли в основу мифов и сказаний. Они учили людей, как правильно поступать в той или иной ситуации, вырабатывали правила поведения. В современном мире человек видит мифы на страницах книг и кадрах фильмов.
Четверичность личности
В теории архетипов Юнг говорил, что личность состоит из четырёх частей — два пары противоположностей, которые держат баланс и равновесие. Когда человек принимает все четыре аспекта своей личности, он становится целостным и психологически зрелым. К примеру, мужская психика состоит из персоны и её тени, анимы и мудрого старца. Женская психика объединяет также персону и тень, а ещё анимуса и богиню-мать. Если переводить это на сюжет, то в истории должны присутствовать четыре ключевых персонажа: герой, злодей, объект любви и наставник.
Задача героя — взаимодействовать с тремя остальными персонажами и интегрировать какие-то их свойства в свою личность. Научиться у злодея идти до конца, у объекта любви — эмпатии, мудрости у наставника. Если при столкновении с этими персонажами герой развивается на протяжении истории, то в финале у читателя появляется чувство завершённости его образа. Тогда читатель уверен, что герой прошёл все испытания и история действительно закончена.
Трансформация героя
Трансформация — это уже архетип сюжета, стремление героя к развитию. Иногда вынужденному. Каждый персонаж из нашей четвёрки может служить толчком для развития главного героя. К примеру, волшебник Гэндальф вдохновил маленького хоббита на великие дела.
Иногда трансформация персонажа создаёт из него сильную личность, а иногда приводит к деградации. Трансформация может быть реакцией на зло или происходит после поддержки наставника. Перемены могут происходить как в главном герое, так и у второстепенных персонажей. В любом случае изменения должны быть. Они делают сюжет динамичным и помогают раскрыть образ героя. Без трансформации история будет выглядеть незаконченной.
Счастливые случайности
Случайности неслучайны. Это как раз суть феномена, который Юнг называл синхронией. Если коротко и упрощённо, то он считал, что все люди между собой связаны на уровне коллективного бессознательного. И на этом построено огромное количество истории. Те моменты, когда персонаж оказывается в нужное время и в нужном месте. Или у него вдруг находятся те самые ключи, или спички, так нужные сейчас. Или ещё что-то в этом роде. Счастливая случайность, которая помогает выпутаться из беды. «Выручай-комната» — как сказал бы Гарри Поттер.
Со случайностями главное — не переборщить. И обязательно задолго до появления спасательного человека или предмета дать эпизод, где герой кладёт в карман спички или вспоминает и созванивается с нужным человеком. Вспомните фильм «Пятый элемент», где герой Брюса Уиллиса разговаривал по телефону и чиркал спичками, тогда в коробке осталась только одна. А потом эта спичка всплыла спустя много эпизодов, когда нужно было соединить пять элементов.
Исцеление героя
Хоть бы раз в жизни, но мы произносили фразу «жизнь — боль». Страдания и травмы, физические и душевные в том или ином виде знакомы каждому. Именно исцеление героя выстраивается в отдельный архетип сюжета. Чаще всего встречаются истории, где травма связана со смертью близкого человека, а всё повествование — это путь к исцелению.
Ещё есть истории, где рассказывается о физических травмах. Чаще всего речь идёт о спортсменах или военных. Тут же раскрывается и тема душевных страданий. К примеру, в прошлом боец на ринге убил соперника и теперь мучается с чувством вины. В таких историях герой в самом начале теряет кусочек своей души и его задача заключается в том, чтобы восстановить целостность. К примеру, солдат после войны полностью отрицает любую форму насилия.
Судьба
Вера в существование двух половинок — популярная тема не только в древних мифах, но и в современных фильмах и книгах. Где-то по планете ходит-бродит твоя судьба. Но судьба связана не только с любовью, но и со смертью. Сильная энергия, которая неподвластна человеку.
Архетип судьбу используйте аккуратно и применяйте только к ключевым моментам жизни героя — смерть, любовь, рождение и перерождение.
Сцена любви
В романтических историях любовные сцены обычно бывают в кульминации и символизируют воссоединение героя и его объекта любви. Если смотреть на любовную сцену через призму сюжетной значимости, то она придаёт герою эмоциональную силу объекта любви, делает его мягче. В других случаях выступает в качестве мотивации, когда «заряжает» энергией и вдохновляет на покорение новых вершин. Герой словно становится в тысячу раз сильнее.
Ещё одна функция любовной, точнее, сексуальной сцены — это разрядка как завершение истории. На протяжении всего повествования росло напряжение, конфликт усиливался, но после того как всё благополучно разрешилось, наступает момент полного расслабления. Кстати, не всегда нужно завершать такие истории постельными сценами. Иногда достаточно поцелуя, который символически может быть мощнее.
Понравилась статья? Не забудь поставить лайк и поделиться в соцсетях с друзьями. Подписывайся на мой канал о текстах, чтобы не пропустить следующую публикацию.
Читайте также:
Архетипы персонажей
Эволюция героя в сторителлинге
Как раскрыть персонажа в тексте