Рассмотрим какие есть варианты написания чат-бота для мессенджера WhatsApp, выполним сравнение вариантов, а также расскажем как написать и использовать чат-бота WhatsApp бесплатно.
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе последних новостей в мире WhatsApp.
В настоящее время вопрос разработки чатботов WhatsApp является актуальным. Чатботы WhatsApp используются повсеместно и на них есть хороший спрос. Бизнес готов платить за разработку чатботов потому, что чатботы с одной стороны снижают издержки за счет автоматизации части рутинных процессов, с другой стороны чатботы значительно способствуют повышению продаж, т.к. позволяют удерживать клиентов, а также позволяют возвращать своих потерянных клиентов.
Для написания чатбота WhatsApp, разумеется, нужен шлюз, программный интерфейс мессенджера. Не так давно компания Facebook опубликовала свой официальный шлюз - WhatsApp Business API. Однако получить доступ к шлюзу WhatsApp Business API могут далеко не все желающие. Доступ к WhatsApp Business API возможен только через официальных партнёров Facebook, опубликованных на сайте компании.
Какие существуют ограничения WhatsApp Business API
- Чтобы использовать WhatsApp Business API требуется иметь юрлицо, например, ООО или ИП.
- Требуется платить ежемесячную абонентскую плату порядка 30.000 руб/мес.
- Требуется пройти длительную бюрократическую процедуру согласования аккаунта организации в facebook – порядка 3-4 недель.
- Нельзя отправлять первым что попало, а только шаблонное сообщение, которое также предварительно требуется согласовать с facebook.
- Требуется оплачивать каждое исходящие шаблонное сообщение отдельно по цене примерно 4 руб за сообщение.
Перечисленные выше ограничения ставят крест на использовании официального шлюза WhatsApp Business API для написания чатботов индивидуальными программистами и стартаперами. У программиста как правило нет собственного юрлица, да и платить абонентскую плату в размере 30.000 руб/мес возможности нет. А если посчитать стоимость отправки каждого шаблонного сообщения, то при средней нагрузке чатбота суммарная стоимость выйдет порядка 50.000 руб/мес. Для стартаперов и начинающих программистов такие издержки не по карману.
Какие есть альтернативы WhatsApp Business API
Можно поискать на github различные реализации WhatsApp API. Но к недостаткам такого решения можно отнести то, что придется разбираться в дебрях кода, который собственно не относиться к чатботу. Дополнительно потребуется оплачивать хостинг, чтобы модуль WhatsApp API работал и был доступен через Интернет. За самый дешевый хостинг придется платить порядка 500 руб/мес.
Также надо понимать, что facebook постоянно вносит изменения в WhatsApp, поэтому библиотеки с github со временем перестают работать. Есть некоторый промежуток времени - день-два, в течение которого библиотека будет в нерабочем состоянии. Иными словами, ваш чатбот не будет работать до тех пор, пока автор кода не выпустит новый патч на github. И такие обновления случаются по три-четыре раза в год и как правило внезапно. Приходится с нетерпением ждать патч в течение нескольких дней. А что, если патч не выйдет?
Хорошим решением будет использовать сервис GREEN-API для доступа к стабильному и быстрому WhatsApp API. Наш сервис предлагает бесплатный тариф для разработчиков. Можно писать своего чатбота сколь угодно долго и при этом не платить ни копейки. А когда чатбот будет готов, то продать бот клиенту, а клиент уже заплатит.
Оба перечисленных выше способа использования WhatsApp API являются неофициальными. Иными словами, facebook не одобряет такое использование своего продукта и борется с подобного рода сервисами и реализациями.
Какие риски при использовании неофициального шлюза WhatsApp API
Риск один - аккаунт воцап будет заблокирован без возможности восстановления. При этом номер телефона останется, можно будет по-прежнему совершать звонки и отправлять SMS, однако использовать воцап на данном номере будет невозможно.
Однако, если вы пишите чатбота, то в этом случае все риски снимаются. Клиент пишет боту первым. Тем самым клиент косвенно соглашается вступить в диалог с ботом. Если клиент пишет вам первым, то вы никогда не получите бана. Также можно писать первым и самому, но в разумных пределах разумеется.
За два года работы GREEN-API у нас не было ни одного бана, т.к. сервис используется преимущественно для чатботов и для интеграции с различными CRM (1С, Битрикс24, amoCRM и др). Также в нашем сервисе предусмотрены различные механизмы, которые значительно снижают вероятность бана.
Таким образом, GREEN-API является отличным решением для программистов и стартаперов, которые пишут своих чатботов под WhatsApp.