Найти в Дзене
Ювелирные истории

Как Лиля и Осип Брик стали аферистами: продавали камни вместо коралловых украшений

Помните знаменитую музу советского поэта Владимира Маяковского, его неподражаемую даму сердца Лилю Брик? Оказывается, вместе со своим супругом Осипом Бриком дамочка продолжила выгодное дельце, настоящую аферу, которая принесла семейству немалый доход. А начал продажу поддельных украшений еще родитель Осипа Брика, купец первой гильдии, Павел Брик. Идея была чрезвычайно проста – выдать обычные камни похожего оттенка за настоящие кораллы, которые ценились во многих уголках мира.

Дядя Осипа, Максим Брик, как-то обратил внимание, что можно открыть семейную мастерскую по изготовлению эксклюзивных вещиц из морских камешков. Такими камешками цвета настоящих темных кораллов был щедро усыпан берег одного из заливов на берегу Неаполя. Простые итальянцы из числа крестьян называли прибрежную щебенку не иначе, как «маржани».

-2

Предприимчивый купец организовал дело на полную катушку: на Павла Брика надевали шикарную шубу, дабы выглядел он представительно. В саквояже он вез образцы камней, обработанных в маленькой семейной мастерской. Владелец лжекораллов приезжал в Среднюю Азию, отправлялся в Сибирь или в Поднебесную империю, где спрос на кораллы, сувениры и украшения из них был очень большим.

-3

Неаполитанские маржани не только сделали бизнес семейства поистине золотым, но и смогли сотворить из Максима Брика настоящего праведного купца. Многие торговцы просто молились за этого человека, ведь он брал лишь задаток за темные кораллы, а остаток суммы почти никогда и ни с кого не требовал. Вот и пара молодоженов, Лиля и Осип, втянулись в семейную аферу.

Они колесили по разным уголкам страны и часто заезжали на большую нижегородскую ярмарку с поддельными дарами морей и нитями темно-красных бус. Представьте себе, что наивные буряты, к примеру, вообще поклонялись алым кораллам и считали дары океанов сильнейшими оберегами. Согласно верованиям народности, кораллы следовало внести в приданое невесты, и тогда супругов ожидает достаток, благополучие и счастье.

-4

Разумеется, один лишь камешек настоящего коралла в цене взлетал у бурятов неимоверно. За единичный экземпляр предлагали целого теленка или взрослую корову. Лиля вспоминала, что Ося шел навстречу старым бурятам, особо ценившим древние обычаи свадебного торжества.

-5

Вот уже и упакован груз для отправки на ярмарку в Москву, а какой-нибудь старик приходил к Брику и бросался к нему в ноги: мол, продай коралл, ради всего святого, иначе дочь еще целый год не сможет выйти замуж! Что поделать, за хорошую цену Ося распаковывал собранные тюки, дабы уважить пожилого бурята. К тому же, он исхитрился за отдельную цену продавать крестьянам металлический корпус от часов, разумеется, без начинки. Пустой корпус служил «упаковкой» для итальянского «прибрежного» коралла.

-6

Так супруги Брик отоварили практически всю Среднюю Азию и неплохо заработали, втюхивая несведущим людям и отдельные экземпляры гальки, и бусы с браслетами из обработанных камней. Но вот наступил 1919-й год. Видимо, кто-то сообщил властям о невиданном богатстве четы Брик и диковинных каменьях.

-7

Тут же к удачливым аферистам нагрянул наряд милиции, устроил тщательный обыск. Оставшиеся в чемоданах маржани, даже необработанные, естественно, изъяли. Скорее всего, экспроприаторы показали камни специалистам. Ну а те подтвердили, что экземпляры – обычные морские камешки, чуть крупнее и ярче остальных. По совету ювелиров неаполитанские подделки просто выбросили, как ненужный хлам. Так закончился прибыльный бизнес четы Брик, обман покупателей и эпоха золотоносных продаж.