Найти в Дзене
Not Just Gaming

Ghost of Tsushima - замечательное завершение поколения PlayStation 4

Призрак Цусимы - последний эксклюзив PlayStation 4, эта игра подводит жирную черту между текущим и будущими поколениями консолей от Sony. Что же предложили для игроков разработчики из Sucker Punch (Infamous: Second Son) и смогли ли они закончить цикл эксклюзивов PlayStation 4 на мажорной ноте - игру прошел и готов поделиться своими впечатлениями, погнали!

Ghost of Tsushima
Ghost of Tsushima

Игру после анонса я не очень сильно ждал - сеттинг был мне интересен, но материалов по игре кроме пары постановочных роликов не было, и было непонятно, чего ждать от игры. В июне 2020 наконец-то показали первую геймплейную нарезку, после которой, если честно, я вообще перестал чего-либо ждать от игры и в принципе по поводу нее закрались немалые такие опасения.

Сейчас объясню. При просмотре геймплея была отчетливо видна схожесть с некоторыми такими же крупными проектами, не то чтобы это плохо - вовсе нет, однако было опасение по поводу того, что игра будет представлять из себя скучный пустой открытый мир, с кучей однообразных заданий, неинтересными квестами, гриндилкой и муторному продвижению по сюжету. Уж слишком сильно игра напоминала последние части Ассассина. Разумеется игра отсылала не только к игре UbiSoft - некоторые элементы достаточно явно напоминали о третьем Ведьмаке. Я бы даже сказал, что все показанное на презентации представляло из себя смесь из Одиссеи, Ведьмака и немного Far Cry. Но все же при просмотре были подмечены элементы, которые хотелось опробовать - в первую очередь это боевка, а также почувствовать как реализован сеттинг феодальной Японии. Чем ближе был релиз игры, тем сильнее хотелось в игру сыграть, а противоречивые отзывы некоторые блогеров, наоборот, усиливали желание. В итоге игру я предзаказал и могу сказать, что ни разу не пожалел об этом.

Эстетика и грация - наверное этими двумя словами можно кратко описать данную игру. Буквально с первых минут чувствуется как авторы постарались передать дух того времени, культуры Японии и мировоззрение жителей острова Цусима.

В игре открываются замечательные виды
В игре открываются замечательные виды

В первую очереди хочется выделить визуальную составляющую игры - да, она не представляет из себя в плане графики нечто топовое, но, черт подери, какие здесь пейзажи и живописные виды открываются... Необязательно даже искать какую то скалу или возвышенность, чтоб получить красивый кадр - просто гуляя по миру можно буквально на каждом шагу восхищаться красотой открытого мира игры. Здесь и "золотой" лес, поля с белыми, красными, синими цветами, цветы Сакуры, заснеженные пространства, закаты на берегу - буквально везде глаз получает настоящий кайф от увиденного на экране. И это притом, что технически у игры не передовая графика, текстуры в некоторых местах страдают мыльностью, но на это абсолютно не обращаешь внимания, если не придираться. Какой же классный эффект оказывает элементарное размывание по воздуху различных частиц, лепестков цветов, стаек светлячков при дуновении ветра - иногда складывается ощущение, что игрок способен почувствовать всю эту свежесть и красоту через экран телевизора. Погружение за счет визуала реализовано просто на ура.

GoT
GoT

Структурно открытый мир представляет из себя три локации острова Цусима, которые открываются по мере продвижения по сюжету - каждая территория имеет свои индивидуальные биомы: где-то желтые леса, в другом месте поля красных цветов, в третьем уже заснеженные горы и равнины. Это придает ощущение разнообразия и не дает заскучать от созерцания похожих пейзажей. По острову разбросаны различные активности: аванпосты, поиск святилищ, горячие источники, тренировка на бамбуке, случайные встречи и некоторые доп квесты и поиск легендарных сетов брони и приемов.

Про захват аванпостов можно в принципе особо не распинаться - все стандартно: Дзин приходит в какую-то захваченную деревушку, даются доп цели для большего опыта и дальше игрок решает как захватывать базу - стелс или в открытую. По окончании захвата дается, в основном, опыт, и повязки на голову. Доп квесты схожи с предыдущей активностью тем, что любое задание в конечном итоге сводится к схватке с противником - различие лишь в том, что в квесте часто нужно походить из одной точки в другую и, разумеется, в процессе выполнения игрок становится участников небольшой истории. Стоит отметить, что несмотря на простоватость некоторых миссии, это отнюдь не означает, что они плохие - такие квесты позволяют лучше понять и узнать детали того времени, полнее раскрывают лор игры.

Случайные встречи не блещут такой оригинальностью как, например, в РДР 2, но тоже нельзя сказать, что они надоедают или плохие - они просто стандартные, также как и доп квесты, встречи позволяют лучше раскрыть события тех лет и погрузиться в мир игры. Бывают они такие: либо Дзину попадается патруль монголов и его надо уничтожить, либо банда грабителей, которых также нужно нейтрализовать, либо патруль монголов/бандитов будет вести заложника, которого требуется спасти, предварительно убив всех противников. А. еще пару раз мне попадалась схожая с РДР встреча - на дороге сидел крестьянин и кричал о помощи, при приближении это оказывается засадой и нужно расправиться с врагами. Ничего, в общем говоря, необычного - картины не портят и не надоедают.

Можно погладить лисичку
Можно погладить лисичку

Святилища попадаются двух видов - это нахождение логова лисы, которая ведет героя к святилищу, либо в мире игры находятся более крупные и труднодоступные алтари, до которых надо добраться путем паркура по скалам - реализовано просто, но добавляет атмосферы и японской эстетики. За каждое найденное крупное святилище даются обереги - это такие альтернативы пассивным перкам. За раз можно надеть на героя максимум 6 штук - только после прокачки данной возможности. Большинство оберегов не очень полезные, но попадаются и действительно стоящие - уменьшение окна блокировки и уклонения от атаки, увеличение собранных припасов, увеличение здоровья и т.д.

Все крупные святилища находятся в живописных местах
Все крупные святилища находятся в живописных местах
GoT
GoT

Маленькие святилища Инари (те, к которым нас ведут лисички) как раз таки увеличивают кол-во оберегов, которые герой может использовать за раз. За каждое 4 (если не ошибаюсь) посещенное святилище кол-во носимых оберегов на герое увеличивается.

Менб оберегов
Менб оберегов
Гладить лисичек абсолютно не надоедает...
Гладить лисичек абсолютно не надоедает...
...вообще никогда
...вообще никогда

Также во время путешествий по миру попадаются желтые птички, которые ведут героя к различным местам интереса - к доп квестам, горячим источникам, площадкам для тренировок и местам чести.

Немного про еще не озвученные активности. Горячие источники увеличивают максимальную шкалу здоровья Дзина, также во время приема ванны можно выбрать ход мыслей героя - это ни на что не влияющая деталь, но она довольно оригинальна и еще сильнее увеличивают погружение в игру и ее атмосферу. Площади для тренировок это маленькие участки, где нужно быстро нажимать определенные кнопки и срубить бамбук, всего три этапа в одной тренировке - срубить 3 ветки бамбука, потом 5 и, наконец, 7. За каждую четвертую пройденную площадку увеличивается максимальное число очков решимости (про них ниже).

Легендарные квесты начинаются с того, как местный бард рассказывает Дзину легенду о том или ином герое, его доспехах или приеме, после чего герой отправляется на поиски брони или секрета новой комбинации. Сам рассказ легенд сделан довольно оригинально - во время рассказа барда включается иллюстрированная видео вставка, на которой вырисовываются события, описанные в легенде. Как я писал ранее, это все направлено на большее погружение и атмосферу игры. Данные квесты могут быть закончены как довольно быстро в рамках одного задания, так и растянуться на длительное прохождения ввиду того, что для некоторых "легендарок" требуется собрать определенные ключи, дающиеся за освобождение деревень, либо за схватку с 5 ронинами, которые также разбросаны на довольно не маленьком участке карты. Проходить данные квесты очень интересно и надо сказать даже увлекательно - в самом начале всегда задается нужный тон задания, а каждая из подобных миссий заканчивается крутой схваткой с главным боссом.

Бои один на один особенно доставляют
Бои один на один особенно доставляют

Так плавно мы переходим к, наверное, главной фишке игры - боевка. Если и есть причина, ради которой стоит сыграть в Призрака, так это боевая система. Сразу скажу - я не играл в Соулс игры, в Секиро и в Бладборн, поэтому не могу сравнивать с этими проектами, однако я проходил некоторые другие игры харде типа Ведьмака и среди менее хардкорных игр могу с уверенностью сказать, что в Цусиме невероятно крутая и интересная боевая механика.

Можно наносить легкие быстрые удары и тяжелые медленные, в процессе прокачки персонажа и типа экипированных доспехов урон повышается. Также есть возможность уклоняться от ударов противника, либо парировать, если вовремя нажать кнопку блокирования. При идеальной парировании можно оглушить врага и быстро его убить, также при дальнейшей прокачке идеальной парирование позволяет убить врага следующей же атакой. Предыдущее предложение относится и к идеальному уклонению.

Также следует учитывать, что для убийства каждого типа врагов требуется определенная самурайская стойка. Объясню подробнее: в игре есть мечники, копейщики, щитники и большие тяжеловесные вражины. Чтобы каждый тип юнитов было проще убивать есть четыре стойки (я позабыл их названия), переключаться между стойками можно прямо во время боя. Изначально открыта только одна стойка, но остальные стойки открываются в процессе убийства монгольских командиров. Каждая стойка также подлежит прокачке, чтобы комбинации и удары наносили больше урона и производились гораздо реще. Не понимаю почему многие эту фишку закритиковали - переход межу стойками не медленный и можно реально успевать справляться со всеми врагами. Это при всем при том, что убить врага можно абсолютно любой стойкой, просто для этого придется применить больше усилий.

Одна из самых интересных механик - это противоборства. При приближении к группе врагов, до того как вас заметят, можно вызвать одного из противников на поединок(соответствуя самурайским порядкам) - данное действо чем-то напоминает дуэль из рдр, необходимо вовремя отпустить кнопку, когда враг решится напасть на вас. Только это не очень просто сделать, особенно на последнем уровне сложности, враги частенько делают ложные выпады и если промахнуться с отпуском клавиши, то можно получить серьезный урон. В начале игры можно таким образом убить одного противника, однако прокачивая героя, и надев соответствующие доспехи, можно довести серию до пяти убийств. Очень крутая и по своему интересная механика.

В арсенал Дзина в процессе игры также добавляются такие аксессуары как бомба липучка, дымовуха, метательные клинки и др. Когда героя загоняют в угол и кол-во врагов возрастает, то данные орудия очень полезны и нередко выручают. Их также можно использовать и просто как стиль прохождения - довольно сильно может облегчить схватки с группой врагов. Вообще данные фишки больше направлены на прохождение в стелсе - и такой вариант тут есть. Стелс довольно старндартный, без излишеств, типичный экз Сони - трава скрывает героя от врагов, а все остальное это последние две части ассассина. Можно было бы реализовать этот аспект лучше, но он просто обычный и простой.

Стоит упомянуть и про лук - а точнее два лука: короткий и длинный. Короткий необходим для борьбы на небольших расстояниях и достаточно шустрый. Длинный же, наоборот, более мощный и предназначен для дальних расстояний. Виды стрел тоже различаются - есть взрывные, горящие и т.д.

В отдельную когорту боевки следует отнести и поединки с боссами. При прохождении "легендарок", сюжетных миссий, а также освобождении некоторых деревень, в конце с героем на бой выходит босс. Так вот бои с боссом проходят в формате один на один, в таком формате приходится применить все свои навыки, подстраиваться под тактику каждого из них. Любая ошибка может стоить жизни ГГ(на высоком уровне сложности). Бои с боссами очень запоминающиеся и частенько придется справляться с каждым по несколько раз как минимум.

Поединок с боссом
Поединок с боссом

Пару слов о прокачке. Прокачка состоит из 3-х ветвей - одна направлена на прокачку орудий призрака, это бомбы, дымовухи, колокольчики и т.д., вторая на прокачку стоек, и третья на развитие приемов уклонения и парирования. Очки прокачки даются за убийство командиров монголов, выполнение миссий, освобождение аванпостов. Простое убийство врагов не дает очков прокачки, этим приправлен тот факт, что игру можно пройти особо не прокачивая персонажа, тупо пробежав сюжет. В этом огромное достоинство данной игры, которая не направляет игрока заниматься бессмысленным и утомительным гриндом уровня героя.

Окно прокачки
Окно прокачки

Прокачивать можно так же и броню с оружием - для этого нужно собирать ресурсы в открытом мире или с трупов врагов. Ресурсов достаточно много и к концу игры спокойно можно все прокачать по максимуму - это же, кстати, касается и прокачки персонажа.

Клинки Дзина в течение игры не меняются - можно только находить или купить у торговцев скины для мечей. А вот брони в игре достаточно - есть и броня для схваток, броня для стелса, броня для изучения мира, для лучников. Так можно собрать сет, больше всего подходящий под ваш стиль прохождения. Каждую броню можно красить, для этого необходимо собирать цветы в открытом мире. Предметов декора в игре уйма и все бесплатно, без микротранзакций, все находится и открывается в игре в процессе прохождения и изучения мира.

Красоты GoT
Красоты GoT

Наконец, перейдем к сюжету. Вкратце - армия монголов вторгается на территорию Японии, начав завоевание с острова Цусима. Дать отпор выходят 80 самураев во главе с дядей гг господином Симурой. Во время неравной битвы Симуру берут в плен, а его племянник - Дзин Сакай оказывается спасенным местной воровкой.

ГГ решает спасти дядю, чтоб отвоевать остров, но сталкивается с дилеммой - сражаться соблюдая все самурайские порядки, честь и в итоге умереть от слишком многочисленных сил врага, либо прибегнуть к более хитрым уловкам, которые не приняты у самураев, и отвоевать остров таким образом.

Именно изменение мировоззрения Дзина является основной темой игры. В начале ему тяжело убивать врагов скрытно (бесчестно - по порядкам самураев), постоянно вспоминаются флешбеки, где дядя обучает Дзина быть доблестным воином чести, однако в дальнейшем гг понимает, что иначе никак. Это основной конфликт игры - со временем молва о гг разносится по всему острову и его начинают называть Призраком - за его изощренные методы убийства противника. За этим очень интересно наблюдать и герою сопереживаешь.

Сюжет игры довольно простой, в каком-то месте даже банальный, но он душевный, он трогает и написан достаточно качественно. Не мешает наслаждаться им и тот факт, что в какой-то момент уже можно предположить каким будет финал. Концовка же и вовсе сделано максимально трогательно и сильно - дается выбор, и независимо от решения игрока - это сильно цепляет.

Не стоит умалчивать и о квестах второстепенных персонажей - каждому такому герою отдается целая цепочка миссий в количестве от 3 до 9. Их можно не выполнять, но, уверяю, так вы пропустите львиную доли атмосферы и раскрытия лора игры. Истории персонажей простые, но интересные и их реально увлекательно выполнять. В каждой истории есть свой поворот и интрига.

GoT
GoT
GoT
GoT

Что по итогу? Призрак Цусимы потрясающий проект, идеальный последний эксклюзив нынешнего поколения. У игры есть, разумеется недочеты, но они все нивелируются огромными плюсами. У игры есть душа, есть свой стиль, эстетика, красота. Во время игры просто наслаждаешься этим миром, полностью погружаешься в него, он не надоедает, его хочется изучать и решать все загадки, которые в нем спрятаны. За боевую систему и визуал отдельный респект. Главное преимущество проекта - игра цепляет, она дает ощутить атмосферу того времени, стать Дзином Сакаем и пройти с ним этот путь. Браво, Sucker Punch!

Дзин Сакай
Дзин Сакай

Игру настоятельно рекомендую проходить на уровне "Кошмар" и с японской озвучкой - необходимая атмосфера и погружение обеспечены!