"Каково это, быть девушкой на выданье в России XIX века?"- задаётся автор-составитель В. Богданова вопросом. Примечательно, что ответ дают сами барышни. Читая их Журналы, Воспоминания, мы погружаемся в далёкое от нас, но от того и интересное время.
Императорская семья, Карамзины, Пушкин и многие другие не оживают -нет!!!- ЖИВУТ на страницах этой книги, потому что о них рассказывают Анна Оленина, Анна Тютчева, Мария Паткуль. Кому же, хоть немного знакомому с русской литературой неизвестны эти имена?
Эта книга ответит на многие вопросы.
Чему можно научиться? Сколько вина можно выпить? Что делать, если вас не пригласили на танец? Какое место занимать в театре? Можно ли везде не снимать шляпу? (Как по этому поводу не вспомнить эпизод фильма "Гибель Империи", когда героиня Мироновой красивой широкополой шляпой закрывала герою Балуева экран).
Прочитав дневник дочери Тютчева, совсем иначе посмотрела на известные мне события. Вообще записки девушек, приближенных ко двору, демонстрируют их пытливый ум.
Анна Федоровна Тютчева (1829–1889) – дочь поэта Ф. И. Тютчева, фрейлина Высочайшего двора, жена И. С. Аксакова, мемуаристка:
"Интересно было бы разрешить вопрос, почему самые талантливые натуры в нашей русской жизни не дают того, что они, наверное, бы дали во всякой другой стране в Европе. Вероятно, причина заключается в низком уровне общего интеллектуального развития; успех слишком легок, нет достаточно стимулов, достаточно точек опоры, нет пищи для сравнения, нет ничего, что бы поощряло развитие умов и характеров; вот почему самые одаренные натуры долго остаются детьми".
А вот рассуждения Анны Алексеевны Андро, урожденной Олениной (1808–1888) – дочери президента Петербургской Академии художеств А. Н. Оленина, возлюбленной Пушкина в 1828–1829 гг, адресат его стихотворений «Ее глаза», «Не пой, красавица, при мне»:
"К счастью, жизнь, как и страдания, имеют предел! Первая по меньшей мере имеет утешение, которые не имеют вторые: мы надеемся на лучший мир, страдания же не имеют будущего!"
Ценно именно то, что воспоминания не переосмысливаются и не домысливаются исследователями XXI века. И каждая современная читательница сама сделает вывод: так ли уж сильно изменилась жизнь девушки на выданье?
"Знаю все, знаю все недостатки ЕГО, умею скрыть чувства, смеюсь, играю, весела, но не веселюсь. Опять слезы, опять горе, опять, о! Боже... Любовь, и Любовь страстная к прошедшему былому..."
Это запись XIX или XXI века? Читайте!!!