По просьбе The Challenger журналист Милослав Чемоданов перечисляет фильмы, которые вышли в российский прокат в 2018-м (и те, что так и не добрались до России). Они точно не хуже более известных кинокартин, которые собрали многомиллионную кассу.
«Восьмой класс» (Eighth Grade)
Режиссёр: Бо Бернэм. В ролях: Элси Фишер, Джош Хэмилтон.
В дебютном фильме Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» одна из юных героинь, лёжа в больничной палате, отвечает на вопрос, что заставило её попытаться покончить с собой: «Доктор, вы, видимо, никогда не были 13-летней девочкой». Стоит признать, что эту территорию, жизнь 13-летних девочек, с тех пор лучше не изучили. Она оставалась загадочной, пугающей и категорически непонятной, пока в 2018-м туда не решился зайти Бо Бернэм. И похоже, продвинулся дальше, чем кто-либо прежде.
В своём режиссёрском дебюте 27-летний комик и актёр Бо Бернэм делает героиней 13-летнюю Кейлу. Одноклассники считают её серой мышкой, и она отчаянно пытается измениться. Она ведёт видеоблог, ведь в Сети гораздо проще быть смелой и лучшей версией себя, но каждый шаг в реальной жизни даётся ей так же сложно, как Русалочке, только что вышедшей на берег. Ранимость — вот, наверное, главное в «Восьмом классе». Она здесь в каждой сцене, в каждом происшествии, с которым сталкивается Кейла, в её попытках завести друзей, понравиться мальчику, выйти на люди в купальнике. Ранимость делает «Восьмой класс» историей почти героической — о том, как же, чёрт побери, это порой нестерпимо трудно, просто прожить ещё один обычный день в шкуре 13-летнего подростка. При всей неловкости и наивности Кейлы, кажется, нам всем найдётся чему у неё поучиться. А узнавая себя в ней, невозможно не улыбаться.
«Проект Флорида» (The Florida Project)
Режиссёр: Шон Бэйкер. В ролях: Бруклин Принс, Брия Винайте, Уиллем Дефо.
Компания шестилеток наслаждается солнечной жизнью в полумёртвом пригороде «Диснейуорлда». Они добывают бесплатное мороженое, восторгаются соседкой-пенсионеркой, загорающей без лифчика, и забираются обследовать заброшенные дома. Их мамаши-одиночки — сами недавние дети — в это время задействуют всю свою фантазию, чтобы свести концы с концами. За этой трагикомичной оравой приглядывает управляющий третьесортного отеля, где они живут (восхитительный Уиллем Дефо).
Это самый «тихий» из кандидатов на главный «Оскар-2018» (фильм собрал в России лишь четыре миллиона рублей. Кажется, больше заработал даже «Зови меня своим именем», шедший исключительно специальными фестивальными показами). В нём нет больших звёзд (прости, Уиллем Дефо), а сюжет никак не тянет на блокбастер. Что в нём есть, так это невероятно милые и при этом совсем не сахарные юные герои, которые влюбляют в себя за считаные минуты и за которых ты переживаешь не меньше, чем герой Уиллема Дефо. Этот фильм максимально непохож на те, что рассчитываются специально под награды, критиков или массовую любовь зрителей. В нём вообще не видно никакой формулы, зато очень напрашивается слово «душа».
«Как разговаривать с девушками на вечеринках» (How to Talk to Girls at Parties)
Режиссёр: Джон Кэмерон Митчелл. В ролях: Алекс Шарп, Эль Фаннинг, Николь Кидман.
Главное имя, которое стоит за этой картиной, — Нил Гейман, автор «Звёздной пыли», «Американских богов» и «Коралины в стране кошмаров». «Как разговаривать с девушками» — экранизация его одноимённого рассказа о том, как в 1970-е трое подростков из Лондона случайно забрели в тайное гнездо инопланетян, ошибочно приняв его за очень продвинутую вечеринку. И как это стало для них самым романтичным и необычным в сексуальном плане событием в жизни.
Кино получило много низких оценок, что могло повлиять на чьё-то решение — смотреть фильм или нет. Сказалась и сексуальная небанальность, и то, что некоторые зрители по какой-то причине решили, что фильм — это попытка показать историю становления британского панк-движения, возмутительно неудачная попытка. Стоит признать — панк-движение и Камден (район Лондона. — Прим. ред.) 1970-х становятся здесь фоном по единственной причине: именно они были фоном юных лет самого Нила Геймана. Но так ли важны документальные подробности твоей первой любви? Создателям фильма было важнее передать волнение и безумие первого контакта с существом с другой планеты, каковым для мальчика в какой-то период становится девочка. С этим они справились — и в весьма изобретательной манере.
«Не оставляй следов» (Leave No Trace)
Режиссёр: Дебра Граник. В ролях: Томазин МакКензи, Бен Фостер.
Тринадцатилетняя Том, сколько себя помнит, живёт вдвоём с отцом в палатке в лесу, подальше от цивилизации. Отец прошёл войну в Ираке и больше не находит себе места среди «обычных» людей. Он учит Том школьным предметам, жизни без стен и всему хорошему, что знает сам. В это время государство пытается придумать, как «спасти» эту семью и вернуть к нормальной жизни.
Год был богат на умные фильмы про взросление, и этот — один из самых сильных. Помимо интересного и при этом вполне реалистичного сюжета, очень хочется отметить юную актрису Томазин МакКензи. Режиссёр Дебра Граник вновь показала класс в определении никому не известной девочки на сложную главную роль. Предыдущий художественный фильм Дебры «Зимняя кость» восемь лет назад открыл миру Дженнифер Лоуренс. К слову, в фильме «Не оставляй следов» не в последних ролях можно увидеть и актёров из «Зимней кости», таких как Исайя Стоун и Дейл Дикки.
Не в себе» (Unsane)
Режиссёр: Стивен Содерберг. В ролях: Клер Фой, Джошуа Леонард, Джуно Темпл.
Российские любители ужасов в 2018-м голосовали рублём за новые серии таких давно известных проектов, как «Хэллоуин» и «Проклятие монахини», а заодно и за «Тихое место», которое только готовится стать франшизой. При этом промелькнули в кинотеатрах и ленты пострашнее. Например «Не в себе», снятая Стивеном Содербергом на айфон-семёрку. По сюжету героиня Клэр Фой, измученная преследованиями одержимого поклонника, обращается за помощью к психиатру, а в итоге оказывается заперта в странной клинике для душевнобольных. Вскоре она узнаёт в одном из сотрудников того самого сталкера. Содерберг заставляет зрителя до финала сидеть в напряжении и в придачу сомневаться, чему и кому здесь можно верить.
Понравилась статья? Ставь палец вверх и подписывайся на The Challenger в «Яндекс. Дзене»! И будьте здоровы!