Найти тему
Вездеходы России

Путешествие по Якутии на вездеходах, часть 11. Вездеходы из самоходки и эхо ленд-лиза на острове Тит-Ары

Остров Тит-Ары видел, осязал, переживал всякое. На нем делали остановки первопроходцы Арктики — великие исследователи и самоотверженные ученые. Тут когда-то был самый северный в мире лиственничный массив. За тысячи лет местные деревца достигали всего нескольких метров в высоту, но всем им было суждено погибнуть под топорами принудительных переселенцев 80 лет назад.

Для рыбной ловли Тит-Ары подошел наилучшим образом — миграция рыбы из Оленька в Лену и обратно проходит как раз вдоль красивых отрогов Хараулахского хребта. Скалы словно срезаны гигантской бритвой. Величие природы и ничтожность человека ощущается все явственнее с каждым вдохом холодного воздуха. Ветер стремиться растерзать, испытывая силой, бросая в глаза горсти песка.

Одолжив у хозяина артели квадроцикл, я исследую остров, пообещав вечером не ездить на кладбище. К ночным прогулкам в место, где похоронены сотни мужчин, женщин и детей, тут относятся серьезно — не стоит этого делать, видели всякое, чего лучше бы не видели. На кладбище я все равно отправился, но только наступившим назавтра туманным утром. А пока — еду вдоль берегов, изучаю заброшенную технику и техногенные следы пребывания человека.

-2

Как известно, по ленд-лизу СССР получил от союзников 12980 танков, 22206 боевых самолетов, 427386 грузовых автомобилей и 51000 джипов, 6135639 винтовок и пулеметов, 14000 орудий, 8000 тракторов и тягачей, 345 тыс. т боеприпасов и другого вооружения. По ленд-лизу страна получила почти все антибиотики, которые использовались в военных госпиталях, а также необходимое топливо.

После активизации немецких подводных лодок на пути северных ковоев с запада в Мурманск и Архангельск, были разведаны и другие маршруты. Северным морским путем с востока на запад было доставлено около 2.5% всей продукции. Решающую роль играли порты Тикси, Провидения и Амдерма. Порт Тикси был самым крупным морским портом Советской Арктики.

Только в 1943 г. в порту Тикси было обработано 110 тысяч тонн ленд-лизовских грузов из США. В 1944 г. объем переработки был увеличен до 188 тысяч тонн, к 1945 году – до 270 тысяч тонн. На погрузке трудились жители города, в основном, женщины и подростки, финны-спецпереселенцы из Ленинградской области, а также вышедшие из колымских зон ЗК, которых по пути якобы на Большую землю выгружали в Тикси и обязывали работать на благо Родины.

-3

На этих снимках из Национального архива Якутии запечатлена разгрузка судов, прибывших из порта Тикси с ленд-лизовским грузом, на пристани Якутска.

-4

Те самые ленд-лизовские бочки из под топлива встречаются на берегу “лиственничного острова” часто. Надписи на них разные, например, такие:

PROPERTY

AIR FORCE

U.S. ARMY

-5

Надпись на очередной бочке читается отлично даже спустя без малого восемь десятков лет. Советские бочки шестидесятых годов едва ли выглядят лучше.

-6

Бочки свалены, как окурки неведомого пьяного великана, их подсвечивает закатное солнце, отчего они они обретают единый с горами на горизонте рыже-фиолетовый окрас.

-7

Может ли ржавое железо выглядить красиво? На острове Тит-Ары я получил ответ: конечно, может. И дело не только в бочках.

-8

Рядом с занесенными мягким мелким песком бочками — остов вездехода, сделанного из самоходки СУ-76.

-9

Счетчик моточасов показывает около двух сотен, катки без трещин, гидроцилиндры как новые… Чуть-чуть подшаманить, и можно ехать — но смысла нет, ехать некуда, буксировать корабли и тяжелые грузы уже больше не нужно, так и стоит танк — старый и бесполезный.

-10

Еще одна такая же машина, с существенно большей наработкой, застыла на песчаном пляже у причала.

-11

Сквозь отверстия в траках вижу солнце, которое вот-вот потонет в Лене.

-12

На краю поселка рыбацкой артели — еще одна свалка металла.

-13

Рыбаки по мере сил стаскивают ржавое железо с территории в одну кучу и вывозят потихоньку на Большую землю, но стоит это недешево, поэтому чаще откладывается до лучших времен.

-14

-15

Когда-то тут были ветрогенераторы…

Навсегда уронила ковш “сотка” (трактор Т-100М),

-16

Полный размер

глубже в тундре навсегда застрял ЗИЛ с поднятым капотом и девятнадцатью тысячами на одометре.

-17
-18

Рядом — кабина от “Студебеккер” US6, где-то за ней валяется мотор с КПП.

-19

Я не раз встречал в литературе слова о том, что СССР стремился вернуть в САСШ максимум ленд-лизовской техники, чтобы не платить за нее, и работающие на сравнительно высокооктановом бензине “студебеккеры” вернулись в Америку почти все. Но этот точно остался памятником в далекой тундре на крайнем севере.

-20

Ну и, конечно же, изношенные рыбацкие суда.

-21

Ржавые борта, деревянные надстройки.

-22

Солнце подсвечивает чешуйки-спирали отставшей, выцветшей масляной краски.

-23

Не хотелось бы оказаться на такой лодке в непогоду в ледяных водах Лены…

-24

Теоретически, у меня была такая возможность — можно было утром пойти с рыбаками на промысел, но задерживать колонну было невозможно.

Этой ночью я впервые за поездку спал не в палатке, а на полу в домике-”банкетном зале”, убранство которого представляло собой большой дощатый стол с такими же лавками вокруг, да электрические отопители. Тут теплее и суше, но в палатке — в разы приятнее, и не храпят по соседним лавкам да углам друзья-коллеги.

Встал я раньше всех. Тит-Ары окутал туман, сравнявший землю и небо, сделавший их единым целом.

-25
-26

Я выдохнул, посмотрел под ноги и на небо, не найдя особой разницы между увиденным, и побрел в туманную даль по мокрой траве мимо остовов баркасов на кладбище спецпереселенцев и трудмобилизованных.

Продолжение следует. Фото сделаны на Olympus OM-D E-M1 Mark II

Вся история тут

Купить вездеход ШЕРП