Найти тему

Очень странная любовь в фильме "Маленькая Вера". Как могла появиться такая парочка?

История моего знакомства с фильмом «Маленькая Вера», имевшим грандиозный резонанс в первые годы после выхода на экран, необычна и заурядна одновременно. Дело в том, что мама работала кассиром в одном из кинотеатров нашей столицы.

Внимание: данный текст написала знакомая автора, кинолюбительница по имени Алевтина.

Возвращаться ей приходилось поздно: пока выручку посчитаешь, сдашь ее мат. ответственному лицу… Словом, мы с отцом довольно часто встречали маму после смены у кинотеатра, либо приезжали пораньше, шли с ним вдвоем на 8-мичасовой сеанс, а потом все вместе ехали домой.

Так вышло и в тот вечер. Отец мой на уверения знакомых контроллеров, что кино ни разу не детское, успокоил их. Мол, ничего, «если что, она глаза закроет». Ну, это он сгоряча, конечно. Минут через десять мы уже вышли из кинозала. Видимо, отец понял, что придется мне всю дорогу ладошками глаза прикрывать.

кадры из фильма
кадры из фильма

Став взрослой барышней, я случайно наталкивалась на демонстрацию фильма по телевизору, но вот желания посмотреть картину целиком у меня не возникало.

И вот случилось. Фильм, конечно, неординарный. Но, следует признать, что каждая картина из плеяды социальных драм, выход которых пришелся на 88-89 годы: «Игла», «Меня зовут Арлекино», «Шут», «Маленькая Вера», «Интердевочка», «Авария» - дочь мента», имела, простите за клише, эффект разорвавшейся бомбы.

Гениальный, правдивый или отвратительный фильм?

Мнения варьировались от ортодоксального полюса: «Чернуха!», «Как такое можно показывать?!», «Ни разу не правда! Мы так не живем» и либеральных допущений: «И такое кино имеет право на существование», до радикальных заявлений: «Наконец кто-то решился снять правдивое кино о жизни!», «Давно пора!»

Я прочла немало комментариев, сопровождающих статьи о «Маленькой Вере», попыталась взвесить все pro et contra. Как и в любой другой картине, некоторые моменты в фильме спорны, непонятны и оттого располагают к многочисленным трактовкам, расхождению во мнениях относительно причины разлада, который привел к бытовой поножовщине. Давайте разберемся, что стало отправной точкой конфликта, который столкнул героев драмы.

кадры из фильма
кадры из фильма

Дочка отбилась от рук. Работать - учиться не хочет, домой не спешит, ночами пропадает. Замуж, видимо, хочет. Но не по оголтелому расчету, иначе бы приняла ухаживания соседа-Андрюши, сына обеспеченных родителей. Вера же считает поклонника нелепым и навязчивым. Чего же хочет девушка? Всё-таки замуж! И чтоб «большое и светлое советское чувство!»

И тут в луче прожектора появляется он, герой-любовник Сергей. Отношения завязываются экстремально скоро. За этим поспешным зачином, кажется, угадывается ни к чему необязывающая мимолетная любовная связь.

Поэтому предложение Сергея обрушивается на Веру (а вместе с ней и на зрителя!) совершенно неожиданно. Словом «люблю» молодые люди начинают активно оперировать уже после первого "кекса", произошедшего в вечер знакомства. Но так там про любовь, а тут про «замуж». Поэтому Вера сначала воспринимает предложение руки и сердца, как провокационную шутку, брошенную в присутствии ее брата. Шутку, которой надо подыграть.

После ухода Виктора, ради которого и был разыгран спектакль, Вера тоном, выдающим усталость и разочарование от разыгранной «комедии», вступает в диалог с любовником.

-Ну что, пойдем? …Замуж!

-Зачем?

-Как зачем? Будем жить вместе. Всегда… Будешь просыпаться ночью и видеть меня рядом. Будешь кормить меня вкусными обедами.

-Да? Вот только я терпеть не могу, когда при мне кто-то спит, и готовить не умею.

-Так ты не хочешь за меня замуж?

-Хочу!

Зачем молодому, привлекательному парню - главному ловеласу студенческого общежития связывать себя серьезными обязательствами с недалекой девицей без образования, видов и планов на будущее? Попробуем разобраться.

Будущая семейная конфронтация начинается со сцены появления Виктора, брата Веры, на пороге холостяцкой берлоги Сергея. Виктор – разбитной заводила, легко находящий общий язык с людьми. Помните, как легко он договаривается с машинистом тепловоза «подбросить» его до Харькова? И тот терпеливо ждет, пока героиня Людмилы Зайцевой спешно упаковывает банки с компотом внуку Мишечке. Согласитесь, это впечатляет. Итак, по-приятельски развязно Виктор заваливается в комнату к Сергею:

-Где он?! Где наш тигр? Где бьется сексуальный пульс этой общаги?...Как ты тут без меня живешь, регулярно?

В этой вальяжно-дружеской манере поведения легко читается тот же «ходок»-покоритель сердец обитательниц студенческого общежития. Он и сейчас, пользуясь отпуском, не прочь пройтись по местам «боевой славы» и покутить в компании бойких «абитуриенток». И, разумеется, меньше всего Виктор ожидает встретить у приятеля, известного своими похождениями, свою родную сестру.

кадры из фильма
кадры из фильма

-Ну, и что у тебя с ним, Вера?

-Витя, у меня с ним роман!

-Сдурела, да? А тебе она зачем нужна?

-Я жениться на ней хочу…Правда, Вера, ты же хочешь стать моей женой?

-Что-то я не понял вас, ребята? Ты, вообще, посмотри на него внимательно. Ему же бабы будут на шею при тебе вешаться, а ты будешь стоять и ушами хлопать. И бросит он тебя через неделю максимум …Ну-ка, марш домой!

Абсурдное, странное в своей поспешности намерение, на мой взгляд, было связано именно с желанием Сергея поставить на место старого знакомого. Стоит ли усматривать в этом истоки давнего конфликта между двумя приятелями, каждый из которых претендует на роль альфа-самца? А тут выпал такой редкий шанс: раз и навсегда определиться с ролями. Возможно, но этот сюжет так и останется за рамками режиссерской задумки, предоставляя полотно для игры зрительского воображения.

Чем больше распаляется и мечет грозные молнии Виктор, тем более циничным становится поведение Сергея. Последний и сам понимает, что крутить мимолетный роман с сестрой приятеля, вроде как «не по-пацански», за это можно и по лицу схлопотать. Но моментально перекраивает сюжет в свою пользу. А действительно, какие претензии могут быть к честному человеку, имеющему намерение жениться? И теперь угрозы Виктора выглядят до нелепости беспомощными:

-Так я пошел звонить матери… Сейчас придешь домой и тебе отец выдаст: мужа, жену и швейную фабрику! Ну-ка, марш домой!

Сюрное решение Сергея жениться на Вере, как мне кажется, было стихийным, спонтанным для самого жениха. И вызвано оно было именно визитом Виктора - старого приятеля по общежитию, который по случайному совпадению оказался и старшим братом Веры. Ну, не семейные же щи подвели Сергея к решению - сделать предложение малознакомой девушке с боевым раскрасом на лице и не самыми твердыми моральными устоями. Щи, конечно, тоже:

-Фу, какую гадость ты ешь!,-смешливо морщит нос Вера.

-А больше нечего,-парирует Сергей.

Да, килька вприкуску с черствой булкой тоже может изрядно надоесть, но до такой степени, чтобы жениться? Даже, если допустить, что Сергей, донельзя устал от голодной студенческой жизни и решил пересидеть на шее у родителей влюбленной девицы до окончания ВУЗа, а там… только его и видели!

Почему в таком случае, он настолько плохо и недальновидно ведет свою игру? Ведь он даже не пытается понравиться родителям невесты, ведет себя по отношению к ним неуважительно, вызывающе.

И дело здесь не в естественном человеческом неприятии, формирующей антипатию. Ну, не понравились они друг другу. Бывает. И не в полярности интересов, жизненных приоритетов. Сергей даже на знакомство с родителями одевается так, что вызывает едва скрываемое возмущение Веры:

-Ты что сдурел, что ли? Вырядился!

И только Виктор, брат Веры, четко понимает, что решение о женитьбе в целом, как и знакомство с родителями в частности, это неимоверный фарс и плохо разыгрываемое действо. Потому что он знает Сергея не первый день и уж лучше самой Веры.

Чрезмерная поспешность принятия решений, пронзает, будто каленой иглой, всю картину, накручивая драматизм от сцены к сцене, не отпуская внимания зрителя.

Лихорадочно–спешная связь - O tempora! O mores! Родители ошарашены сиюминутным браком дочери. Сергей понимает, что с этой недалекой Верой его не связывает ничего от слова «совсем», но за мимолетное желание «рисануться» перед братом Веры приходится расплачиваться.

Скороспелое, самоличное решение Веры «переехать Сергея с чемоданом» в дом своих родителей, где в кратчайшие сроки успевают довести друг друга до точки кипения и дойти до поножовщины. Всё это действие в режиме «космических скоростей», вызывает закономерное неприятие и возмущение зрителя.

И только финальная сцена возвращения Сергея в дом своей невесты ставит не точку, но знак вопроса на перспективе дальнейшей жизни молодых. Причину своего возвращения Сергей обозначает неопределенно: «Страшно стало». Страшно за Веру или за себя, страшно быть никому не нужным – этот вопрос остается открытым.

Возможно, это намёк на переосмысление и трансформацию Сергея, которые сделают его глубже, человечнее, добрее. Может статься, он уже поменял взгляд на семью Веры и одномоментно принял домочадцев со всеми их достоинствами и изъянами. Только вот кормить - то молодых уже некому…

А как вы видите сложившийся конфликт? Что, по вашему мнению, стало его отправной точкой?
И что, на ваш взгляд, сподвигло Сергея сделать предложение Вере?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

продолжение - статья о родителях и брате Веры.