Найти в Дзене
5 лучших!

О секретах обаяния музыки 50х - 60х

Оглавление

Несколько важных замечаний о неповторимой "музыке 60-х".

...В очередной раз ломали копья вокруг "раннего рока", спорили о музыке 60-х, о секретах её вечной молодости и востребованности.

Так вот, одну из разгадок "секрета 60-х", а также тайны "обаяния винила" лично я нахожу в высказывании известного продюсера Джорджа Мартина, который говорил:

Сначала нашей задачей, как продюсеров и звукорежиссеров, было "зафиксировать звук" таким, какой он есть. Буквально с фотографической точностью. Далее, с развитием звукозаписывающей аппаратуры и технологий мы стали "рисовать" звуковые картины".

Джорджа Мартин натягивает звуковой холст на подрамник The Beatles...
Джорджа Мартин натягивает звуковой холст на подрамник The Beatles...
...а после пишет свои "звуковые картины".
...а после пишет свои "звуковые картины".

На мой взгляд, где-то здесь и проходит водораздел между "романтическим", живым, обаятельным периодом рока 60-х, когда музыканты писали свои песни, рассчитывая в первую очередь на прямое общение с публикой, и тем, что случилось с рок-музыкой позже. Т.е. примерно по тому времени, когда музыканты научились "писать звуковые картины" при помощи модных "технологий", приглашенных симфонических оркестров и многодорожечных магнитофонов исключительно для альбомного издания.
И, пожалуй, первым на этот путь ступил американский гитарист
Лес Пол, первым наложивший запись своей гитары на запись своей же гитары и вокал своей поющей жены Мэри Форд на вокал ...Мэри Форд.

Один из изобретателей электрогитары, легендарный Лес Пол с женой Мэри Форд.
Один из изобретателей электрогитары, легендарный Лес Пол с женой Мэри Форд.
Лес Пол и Пол с "Лесом Полом" (так называется гитара) Пола.
Лес Пол и Пол с "Лесом Полом" (так называется гитара) Пола.

Les Paul & Mary Ford - "How High The Moon

Электричество добавило музыкантам новых возможностей.
Электричество добавило музыкантам новых возможностей.

Поговаривают, что в джазе первым выбрал наиболее удачные соло из разных тэйков и склеил их в одну композицию был Майлз Дэвис. Вместе с продюсером Тео Масеро.

Майлз Дэвис и Тео Масеро у входа в студию "Columbia Records".
Майлз Дэвис и Тео Масеро у входа в студию "Columbia Records".

Так что вот он, второй главный герой 60-х! Многодорожечный магнитофон! Сперва двух, затем трёхдорожечный, четырёх-, восьми-, шестнадцати-, двадцати четырёх... И т.д.
При этом первой "героиней" рассматриваемого периода была, естественно, электро-гитара, благословлённая божеством по имени Электричество.

В разговоре о 60-х уместно было бы вспомнить, кроме Леса Пола, и таких "первопроходцев звука", как
Джордж Мартин и Фил Спектор, с его знаменитой "стеной звука", которую он впервые применил во время записи дебютного сингла вокального трио The Ronettes.

The Ronettes - Be My Baby.

Водораздел в музыке 60-х проходит примерно там, где появились композиции, которые уже невозможно было сыграть "один-в-один" на концерте.
После фантастических записей Битлз (Например, Day in the Life) стало ясно, что многие "студийные" хиты можно услышать только на пластинках. Позже это подтвердили Pink Floyd и даже сам Гленн Гульд, вообще отказавшийся от концертных выступлений в пользу студийной работы и провозгласивший конец "эры живых выступлений".

The Beatles - A Day In The Life

Важное замечание Джорджа Мартина (см. выше), как мне кажется, проливает свет и на тайну худшего звучания "ремастеров" и современных переизданий по сравнению с оригинальными записями.

Думаю, что подавляющее большинство звукорежиссёров, готовивших переиздания пластинок 50-х, 60-х годов на виниле и уж тем более "в цифре", имея под рукой мощнейшие средства "воздействия" на исходный материал, наверняка хотело стать "святее Папы римского", т.е. того же Джорджа Мартина, "выпускника старой школы", стремящегося запечатлеть звук "с фотографической точностью".
В звучании инструментов, расстановке музыкантов на воображаемой сцене, в особенностях помещения, где производилась запись, такие "нео-реставраторы" хотели стать точнее, чем те звукорежиссёр и продюсер, которые записывали музыкантов непосредственно в студии.

"Человеческий фактор" в то время и при тех новых технических возможностях просто не мог не проявить себя: вот тут я добавлю высоких, а вот тут низкие совсем никуда не годятся, добавлю-ка я и низких, одновременно перенеся контрабас из левого канала в правый... И т.д. Звукорежиссёры "новой школы" просто плескали своих красок на уже ставшие классическими "звуковые полотна".

Думаю, что именно открывшиеся широчайшие технические возможности, особенно в период конвертации аналогового звука в "цифру" CD-носителя, стали источником фантастической ремастеринговой "отсебятины", вследствие которой меломаны всего мира плюются, слушая переиздания 80-х, 90-х или 2000-х.

Это предположение подтверждают и многие владельцы студий звукозаписи 90-х, которые "улучшали" разношерстные оригиналы, прогоняя их с "катушек" на кассеты через эквалайзеры. Так известный "аудио-писатель" Тоша рассказывал, как врезал между своими "ТА1 - 004" и кассетниками "Pioneer" и "Akai" темброблоки (или проще говоря, те самые эквалайзеры) "Орбита" и выводил частотку на недосягаемую для конкурентов высоту. Заказчики, в числе которых был и ваш покорный слуга, были очень довольны.

"Звучок" образца 90-х. Справа от бутылок, в красной футболке - тот самый Тоша.
"Звучок" образца 90-х. Справа от бутылок, в красной футболке - тот самый Тоша.

Необходимость такого "ремастеринга", пояснял Тоша, он же Гоша, он же Игорь, была вызвана в первую очередь колоссальным разбросом в качестве доставляемых из Москвы и Ленинграда поп-новинок, записанных как на ленте, так и на виниле. Например, высочайшим качеством отличались записи"Маленького принца" (Андрей Литягин) или "Миража". В отличие от всяких альтернативных "левосторонних движений" и пиратских винилок.

Маленький принц - Прощай (1990 г).

Да что там русские "пиратские" винилки! Вспомните прекрасный альбом Джорджа Майкла 1990-го года Listen Without Prejudice Vol. 1! Как там всё свистело и цыкало!

Виниловый альбом George Michael - Listen Without Prejudice Vol. 1.
Виниловый альбом George Michael - Listen Without Prejudice Vol. 1.

Да уж раз зашла речь об этой работе Джорджа, так давайте послушаем композицию, которая этот альбом открывает - Praying For Time. Композиция та же самая, оригинальная, но неплохо отремастированная в 2006-м году.

Ну, и в конце концов у меломана старой школы, недовольного качеством звука, всегда была и остаётся под рукой кнопка "Loudness"... :)

Размышлял о легендарных 60-х Лев Комов.

Читайте ещё на канале "5 лучших!":