Продолжение. Начало - здесь и здесь.
Злой рок одного за другим отнимает у страны ее руководителей. В 1982-м умирает «дорогой Леонид Ильич», вслед за ним, в 1984-м — его преемник Юрий Андропов, а еще через год — пришедший ему на смену Константин Черненко. «Пятилетку пышных похорон» прерывает будущий «перестройщик» и перекройщик границ СССР Михаил Горбачев…
"Перестройка. Гласность. Ускорение". Непрерывная трансляция заседаний народных депутатов... - Возникает взрывной спрос на песню "Перемен!" группы "Кино".
РОМАНТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД ГЛАЗАМИ БОРИСА ГРЕБЕНЩИКОВА
- Надо сказать, что атмосфера в те времена была мало представимой для сегодняшнего слушателя, закаленного «Фабрикой Звезд» и другими банковскими аферами. - Рассказывал Борис Борисыч. - Наличие общего пресса под названием Советская Власть делало музыку общим заповедником, где какое-либо соперничество было просто невозможно. Группы обменивались музыкантами, вместе скидывались на максимально дешевый портвейн, и единственное соревнование могло быть по количеству приводов в милицию за играние концертов, почти все из которых были незаконными.
Денег ни у кого не было в принципе; великий и ужасный Тропилло (Андрей Тропилло, один из первых российских музыкальных продюсеров. — Л.К.), например, за пять лет ежедневного и социально опасного труда в своей студии так и не взял ни с кого ни копейки. А сама студия, при этом, находилась в пожухлом Доме Юного Техника, и рокеры прокрадывались туда мимо бабушек-вахтерш, притворяясь юными пионерами.
В 83-м в Ленинграде на улице Рубинштейна в доме № 13 прошёл первый фестиваль легендарного рок-клуба. Позже в его зале на двести мест, заполненном на двести процентов, выступали Леонид Фёдоров и Олег Гаркуша из «АукцЫона», Константин Кинчев и Виктор Цой, а также Петр Мамонов , Сергей Курехин, Всеволод Гаккель («Поп-механика», «Аквариум»), Борис Гребенщиков, Майк Науменко («Аквариум», «Зоопарк») и др.
АлисА - Моё поколение (1988 г).
Аквариум - Поезд в огне (1989 г).
На рок-карте СССР были представлены почти все города страны: «Наутилус Помпилиус» (Свердловск), Александр Башлачев (Череповец), Юрий Шевчук (Уфа), Дмитрий Ревякин (Новосибирск).
ДДТ- Мальчики-мажоры (1988 г).
Песни Юрия Лозы, Виктора Салтыкова (на фото с женой Ириной) и бит-квартета «Секрет» были настолько популярны, что невозможно было сказать точно, поп это или рок.
Виктор Салтыков - Белая ночь
Что же с "русским роком" случилось позже, когда в уравнение, по словам Гребенщикова, вошли деньги?
...НО ОСАДОЧЕК ОСТАЛСЯ
Артём Троицкий размышляет, к чему пришел "русский рок" в конце 80-х.
…Впечатление осталось грустное. Во-первых, утомило тупое фрондерство. Группа за группой, из песни в песню повторяли очень похожие гневные обвинения в адрес гнусных «них» и выражали сочувствие униженным и оскорбленным «нам». Справедливые, конечно, сетования, уместная ирония, но скучновато… Во-вторых, ужасный уровень игры и вообще музыкального мышления. Если в эпоху квартирных концертов и подвальных сейшенов это было терпимо, то теперь резало слух. Явно прошло то время, когда халяву и убогость легко можно было оправдать аргументами типа: «Зато мы поем честно и от всей души…». К тому же, уж если говорить всерьез об оппозиции натренированной эстраде — разве можно конкурировать с ней, обладая арсеналом наивной самодеятельности?.. Красивый тезис о «национальном роке» выродился, по сути, в отчаянный призыв: «Назад в подполье!». Однако мало кто из музыкантов откликнулся на него с энтузиазмом».
Калинов Мост - Назад, в подвалы
Однако, вопреки упадническому мнению Троицкого, рок-песни восьмидесятых живут в народе до сих пор - на плёнках и винилах фирмы "Мелодия". Уже не как знаки "нового мЫшления и демократии", а просто как воспоминания о тревожной молодости.
Особнячком и вне времени стоят слово, удивительная ритмика и образы Александра Башлачева, сумевшего преодолеть притяжение рока и остаться в памяти современников как прекрасный Поэт. Пропевание им согласных позволило говорить о нём "второй Высоцкий"... Нет, не "второй Высоцкий", а первый Башлачев.
Александр Башлачёв
НА ЖИЗНЬ ПОЭТОВ
Поэты живут. И должны оставаться живыми.
Пусть верит перу жизнь, как истина в черновике.
Поэты в миру оставляют великое имя,
затем, что у всех на уме — у них на языке.
Но им все трудней быть иконой в размере оклада.
Там, где, судя по паспортам, — все по местам.
Дай Бог им пройти семь кругов беспокойного лада,
По чистым листам, где до времени — все по устам.
Поэт умывает слова, возводя их в приметы,
подняв свои полные ведра внимательных глаз.
Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта.
И за семерых отмеряет. И режет. Эх, раз, еще раз!
Как вольно им петь. И дышать полной грудью на ладан...
Святая вода на пустом киселе неживой.
Не плачьте, когда семь кругов беспокойного лада
Пойдут по воде над прекрасной шальной головой.
Пусть не ко двору эти ангелы чернорабочие.
Прорвется к перу то, что долго рубить и рубить топорам.
Поэты в миру после строк ставят знак кровоточия.
К ним Бог на порог. Но они верно имут свой срам.
Поэты идут до конца. И не смейте кричать им: «Не надо!»
Ведь Бог... Он не врет, разбивая свои зеркала.
И вновь семь кругов беспокойного, звонкого лада
глядят Ему в рот, разбегаясь калибром ствола.
Шатаясь от слез и от счастья смеясь под сурдинку,
свой вечный допрос они снова выводят к кольцу.
В быту тяжелы. Но однако легки на поминках.
Вот тогда и поймем, что цветы им, конечно, к лицу.
Не верьте концу. Но не ждите иного расклада.
А что там было в пути? Метры, рубли...
Неважно, когда семь кругов беспокойного лада
позволят идти, наконец, не касаясь земли.
Ну вот, ты — поэт... Еле-еле душа в черном теле.
Ты принял обет сделать выбор, ломая печать.
Мы можем забыть всех, что пели не так, как умели.
Но тех, кто молчал, давайте не будем прощать.
Не жалко распять, для того чтоб вернуться к Пилату.
Поэта не взять все одно ни тюрьмой, ни сумой.
Короткую жизнь. Семь кругов беспокойного лада
Поэты идут. И уходят от нас на восьмой.
По переулкам соврока 80-х прогулялся Лев Комов.
Предыдущие публикации Ласкового рока 80-х" - здесь:
- Ласковый рок 80-х: 5+5! Только лучшие!
- Ласковый рок 80-х: шоу продолжается!
Читайте и слушайте с удовольствием!