Зов Ктулху является долгостроем. С момента анонса и до его выхода прошло немного-немало 6 лет, что естественно, в некотором роде, сказалось на проекте, правда в большей степени в графическом плане. Но только единицы обратили на это внимание, ведь графика далеко не всегда показатель качества.
Описание сюжета
Альтернативная земля начала двадцатого века. Мир создан по произведениям американского писателя Говарда Лавкрафта, писавшего в жанре ужасов. Правда его ужасы не много отличались и отличаются от привычных нам. То есть это не страх перед чем-то конкретным, вроде зомби или вампиров, а страх перед неизведанным нечто, тем, что мы не можем объяснить, по крайней мере пока.
По этому герои его книг в конце обычно просто сходили с ума. Разработчики не стали мудрить и сразу показали нам чем все закончится. То есть наш герой пытается покончить жизнь самоубийством. А вот далее нас возвращают на более чем шесть лет назад, в 1915 год.
Главный герой — детектив Джек Уолтер, у которого была череда успешных дел. Правда, как он сам себе признается, в некоторых ему просто повезло. Он и стал местным героем. Однако новое дело вносит свои коррективы в судьбу Джека. Его просят помочь разобраться с неким культом, что засел в доме, а его глава уж очень желает видеть героя. Однако по прибытию началась пальба, и всех оккультистов убивают стражи порядка.
Обшаривая дома Уолтер находит некую тайную лабораторию, затем что-то происходит и протагонист оказывается в психушке. Выйдя оттуда, спустя шесть лет, детектив возобновляет свою деятельность и получает задание отправиться в городок Инсмаут разыскать одного человека, который исчез при таинственных обстоятельствах.
Попав в игру можно сразу и не сказать, что это какой-то хоррор. Нечто мрачное, детективное, но разработчики не зря ели свой хлеб и действительно уяснили, что такое психологический хоррор. Нас не бросает в какое-то место с кучей снующих монстров, а нагнетают атмосферу постепенно. Причем очень постепенно, сопровождая все это записками и рассказами жителей Инсмаута.
Город по своей атмосфере мне почему-то напомнил город Измор Утопия. Такой же мрачный, хранящий множество тайн. Чувствуется, что скоро что-то будет, точнее тут уже это было только Джек пока не открыл его секрет. Также можно заметить, что разработчики в полной мере стремились к реализму, вкручивая в свое детище всяческие панели со здоровьем или еще чем.
Мы как бы видим то что видит герой без всякой вспомогательной информации, хотя инвентарь все же внедрили, без этого тут было не обойтись. По мере прохождения появляются и другие особенности в характере героя дабы он воспринимался более живым, а не подконтрольным NPC, но об этом чуть позже.
Геймплей
Игра поделена на главы. Каждая глава представит свою коридорную местность, где нам нужно будет или добраться из пункта А в пункт Б, то есть территории действительно будут похожи на коридор с разветвлениями, или же, в большинстве случаев, это будет локация с множеством переходов и закрытых дверей, где мы будем метаться из одного места в другое, дабы что-то открыть, забрать, перетащить, затем вернуться, открыть что-то там и так далее.
Присутствуют в игре и головоломки, правда по сложности они не превосходят те же головоломки из Обители зла или Silent Hill, да и в чем-то даже похоже. В принципе их сложность будет варьироваться от того, узнаем ли мы куда приложить найденный ключ сразу или будем метаться по местности засовывая его во все двери.
Свободно бегать по уровню нам не дадут и местность будут патрулировать всевозможные враги. Сначала это будут люди, потом в их окружение вольются и монстры. Так же игрой предусмотрен стелс, то есть фактически любой отрезок можно проползти на карачках, прячась тенях и не показываясь на глаза противнику, а в бои вступать только по воле сюжета. Но зачем, если есть старый добрый отстрел. Да и честно сказать, не люблю я такие игры, где у нас нет шанса отбиться и постоянно приходится прятаться. Правда что-то убойное нам начнет попадаться только в третьей главе, но до этого все же придется поползать.
Время от времени нужно будет возвращаться к тихому прохождению игры. Причин может быть 3 — либо не будет смысла, то есть враги будут спауниться, или попадется кто-то не убиваемый, по крайней мере стандартными методами, или просто закончатся патроны. Так как они тут и не такой уж дефицит, но на каждом углу не валяются. Помимо оружия, квестовых предметов, патронов попадаются и обрывки из дневников или простые записи.
Читать найденные письма не только довольно интересно ну и полезно, так как там может быть подсказка, как и что открыть. По уровню разбросанные аптечки, в которых находятся медикаменты. Медикаменты тут не единое целое, они делятся на 4 вида, точнее 5, но один не совсем положительный. Бинты, хирургическая нить, жгут, противоядия и морфий — каждый способен вылечить свою болячку.
Игровые моменты
Как уже упоминалось ранее, разработчики пытались сделать игру более правдоподобный, поэтому привили герою несколько вещей, что буду делать его более живым. Во-первых, это здоровье, полоски жизни тут нет, зато есть куклы персонажа, где активными являются руки, торс, ноги и голова. От повреждения в какую либо часть тела будет зависеть и эффект. От попадания в ноги герой будет хромать, от попадания в руки не сможет метко стрелять. При частых попаданий в уже поврежденные места мы просто склеим ласты. Легкое или тяжелое кровотечение лечится бинтами или иглой. При таком повреждении от нас постоянно утекают силы, а экран заплывает красной пеленой.
Если во время не вылечится можно уйти в другой мир. Перелом лечится жгут. Как раз этот вид увечий влияет на деятельность Джека, превращая его в калеку. С двумя сломанными руками даже кое-как не постреляешь. Отравление антипод противоядия, опять же постоянно вытягивает жизнь пока мы не окочурился, при этом экран сильно расплывается.
Для того, чтобы вылечиться просто применяем аптечку на нужной части тела. Правда при этом Джек ничего другого не сможет делать и останется беззащитен, поэтому играем во врача в безопасных местах. Причем безопасным считается не только место, где нет никого стреляющего или кусающего, но и где не развешаны трупы, так как у детектива есть еще и психологический уровень. То есть, войдя в комнату, где что-то страшное вроде разбросанных костей или висящих на стенах кишках, протагонист немного теряет рассудок. Вначале у него учащается сердцебиение, затем он начинает расплывчато видеть, далее начнет сам собой слышать голоса, а потом пойдут галлюцинации.
Ну а если мы злоупотребляем морфием, который может сильно помочь когда нужно быстренько вернуть рассудок или доползти до безопасного места с переломанными ногами, то при частом использовании возникает сильный стресс. Герой просто возьмет пистолет и вышибет себе мозги. Ну а наркоманам в этом случае повезет, так как дальше глюков дело не зайдет. К тому же Джек боится высоты. Ползая по крыше, мы опять начнем увеличивать уровень страха, хотя в этом случае глюков не будет.
Минусы
К сожалению есть минусы и часть их довольно неприятная. Во-первых, это баги, причем чем дальше, тем их больше. Особенных многом в локации корабля, где можно встрять так, что поможет лишь перезагрузка, а сохраняться мы сможем только в определенных местах. Второй минус это некая усталость в сюжете. В конце игра выдыхается и уже нет того чувства атмосферного и таинственного давления.
Постоянные глюки Джека приедаются и даже начинают раздражать, а монстры уже не пугают. Также детектив очень подвержен страху даже там, где не должен. Обычный человек может испугаться трупа, но герой вроде детектив и нервы у него должны быть покрепче. Тем более по его умению обращаться с оружием, он не раз убивал.
Вывод
Если рассматривать поверхностно, то Call of Cthulhu классический хоррор, где мы бродим по уровню экономя боезапас, вырезаем монстров, собираем предметы, и пока не выполним цель, мы не двинемся дальше. Все это происходит, как и положено в темных местах, а вокруг все скрипит и ухает. Но копнув поглубже можно действительно выкопать много интересного и нового.
Если мы внимательно все исследуем, читаем найденные заметки и слушаем диалоги, то происходит полное погружение, где мы уже сами герои и воспринимаем все более серьезно. Отведя Джека в безопасное место, где он сможет прийти в себя и восстановить свое психологическое здоровье, сами пойдем на кухню заварить себе чай и передохнуть дабы очистить свою голову.