Найти тему
Капитан A320

"Старый" самолет - на чем нас возят?

Если честно, немножко достали крики о "старых самолетах", "летающей рухляди" и так далее. Да, самолет может быть старым, но вот будет ли он при этом рухлядью? Давайте разберемся.

Старый биплан... (Фото из открытых источников)
Старый биплан... (Фото из открытых источников)

Для начала, нужно сказать о том, что в авиации нет понятий "старый" или "новый", а есть "исправный" и "неисправный". Если самолет исправен (все агрегаты имеют остаток ресурса и срока службы, выполнены все положенные регламентные работы, нет замечаний по работоспособности или есть лишь незначительные неисправности не влияющие на безопасность) - самолет может летать!

... и его правнук! (Фото из открытых источников)
... и его правнук! (Фото из открытых источников)

А что такое ресурс и срок службы? Ресурс (до 1-го ремонта, межремонтный, назначенный и т. д.) - это то количество часов эксплуатации (работы агрегата) в течении которого мы можем эксплуатировать некий агрегат. Календарный срок службы (точно так же - до 1-го ремонта, межремонтный, назначенный) - это то количество времени, в течении которого мы можем эксплуатировать этот агрегат. То есть, если наш самолет не летает - срок службы идет, а вот ресурс мы не тратим. При этом, на один и тот же агрегат обычно установлены оба этих ограничения, например: ресурс до 1-го ремонта 1000 часов, в течении срока службы 10 лет. И, в зависимости от того, что наступит раньше, наш агрегат снимается с самолета и отправляется в ремонт.

Почему это так? Представьте, ну например, двигатель. В нем есть куча деталей, изнашивающихся в процессе работы (например подшипники) . Производитель провел испытания и установил, что 1000 часов все точно будет нормально, а вот дальше уже не факт. Кроме того, есть какие-то элементы, которые в условиях повышенных вибраций могут начать разрушаться. На тех же испытаниях установлено, что до 1000 часов проблем не будет. И вот вам пожалуйста - двигателю установлен ресурс в 1000 часов. После этого - в капитальный ремонт, где будут заменены все проблемные элементы. А причем тут тогда срок службы? А при том, что помимо металлических частей в двигателе есть куча, например, резиновых уплотнений. А резина имеет свойство "стареть" (то есть терять эластичность, приобретать хрупкость) со временем. К тому же, возможно появление коррозии. Если производитель уверен, что за 10 лет ничего такого (при соблюдении правил эксплуатации) не произойдет - он устанавливает срок службы в 10 лет. В итоге имеем: ресурс 1000 часов в течении срока службы 10 лет.

Были когда-то и мы рысаками... (Фото из открытых источников)
Были когда-то и мы рысаками... (Фото из открытых источников)

И так по абсолютно всем агрегатам нашего самолета. От шасси и двигателей и кончая приборным оборудованием и пассажирским салоном. А что же сам планер - то есть фюзеляж, крыло и оперение - основа самолета (как кузов автомобиля)? Ровно то же самое. Есть и ресурс и срок службы. Надеюсь, всем известно такое понятие как "усталость металла" - металл может выдержать лишь определенное количество циклов нагружения. После этого - все, он теряет свою прочность - "устает"! То есть, после выработки ресурса - только переплавка, планер нашего самолета уже никак не спасти. Но планер проектируется таким образом, чтобы его ресурс равнялся нескольким десяткам тысяч летных часов. Никаким двигателям подобное и не снилось. Так что вполне может оказаться, что на сорокалетнем самолете уже давно поменяли все агрегаты установленные на него при выпуске. Условно говоря - планеру 40 лет, а самому старому агрегату - лет 5-7. Вполне может быть. И не забывайте - пока планер не вылетал свой ресурс - он не уступает новому. Потом - списание, без вариантов.

Паспорт авиационного агрегата (Фото из открытых источников)
Паспорт авиационного агрегата (Фото из открытых источников)

Вот и вопрос - является ли пятилетний Airbus A320 рухлядью? Очевидно, что нет. А точно такой же, но 30-ти летний? Да? При том, что все агрегаты точно такие же как у пятилетнего, только возможно что имеют дату выпуска свежее, потому что в капитальном ремоте он был только год назад? Эээ... Видимо нет, этот самолет не рухлядь. Ну а бредни о том, что старый самолет "может развалиться в воздухе" это именно бредни. Пока самолет не выработал свой ресурс - ничего такого произойти не может! Тогда почему нам кажется, что этот самолет новенький и клевый, а этот убитый? Тут два момента - это покраска и состояние салона. Но вот в чем дело - 30-летний самолет, но покрашенный вчера, будет выглядеть свежее и наряднее 5-ти летнего (а 5 лет - это "нулёвый" самолет). То же самое и по пассажирскому салону - если на 40-летнем самолете кресла заменили всего год назад, пассажиры воспримут самолет новее 5-ти летнего. В любом случае - состояние ЛКП и потертость пассажирских кресел на безопасность полета не влияют вообще никак!

Но это советско-российская система, эксплуатация по заранее установленным ресурсам и срокам службы (впрочем, их можно продлить). А вот буржуины исповедуют другую логику - эксплуатация по техническому состоянию. На самом деле в этом есть некое лукавство - различные формы технического обслуживания проводятся точно так же, через определенный срок или налет. При этом агрегаты выработавшие свой ресурс точно так же снимаются с самолета и отправляются в ремонт. На тяжелых формах самолет точно так же разбирается до винтика, только это называется не "капитально-восстановительный ремонт", а D-check.

(Фото из открытых источников)
(Фото из открытых источников)

Кроме того, не стоит забывать и о том, что выполнение всех регламентных работ, остаки ресурсов и сроков службы агрегатов тщательно контролируются и самой авиакомпанией и "компетентными органами", иначе не видать самолету "Свидетельства Лётной Годности" - документа, без которого летать нельзя.

Какие из всего этого выводы? Все очень просто - если авиакомпания готова выпустить самолет в полет, значит он исправен. Летайте на нем и получайте удовольствие от полета!

P. S. А как все-таки узнать возраст самолета на котором вы летите? Вам нужен его бортовой номер - или ищите его в районе хвоста или спросите бортпроводников. А уж возраст самолета по его номеру легко найти на целой куче сайтов.

P.P.S. Надеюсь все узнали самолет с заглавного фото?