Если честно, немножко достали крики о "старых самолетах", "летающей рухляди" и так далее. Да, самолет может быть старым, но вот будет ли он при этом рухлядью? Давайте разберемся.
Для начала, нужно сказать о том, что в авиации нет понятий "старый" или "новый", а есть "исправный" и "неисправный". Если самолет исправен (все агрегаты имеют остаток ресурса и срока службы, выполнены все положенные регламентные работы, нет замечаний по работоспособности или есть лишь незначительные неисправности не влияющие на безопасность) - самолет может летать!
А что такое ресурс и срок службы? Ресурс (до 1-го ремонта, межремонтный, назначенный и т. д.) - это то количество часов эксплуатации (работы агрегата) в течении которого мы можем эксплуатировать некий агрегат. Календарный срок службы (точно так же - до 1-го ремонта, межремонтный, назначенный) - это то количество времени, в течении которого мы можем эксплуатировать этот агрегат. То есть, если наш самолет не летает - срок службы идет, а вот ресурс мы не тратим. При этом, на один и тот же агрегат обычно установлены оба этих ограничения, например: ресурс до 1-го ремонта 1000 часов, в течении срока службы 10 лет. И, в зависимости от того, что наступит раньше, наш агрегат снимается с самолета и отправляется в ремонт.
Почему это так? Представьте, ну например, двигатель. В нем есть куча деталей, изнашивающихся в процессе работы (например подшипники) . Производитель провел испытания и установил, что 1000 часов все точно будет нормально, а вот дальше уже не факт. Кроме того, есть какие-то элементы, которые в условиях повышенных вибраций могут начать разрушаться. На тех же испытаниях установлено, что до 1000 часов проблем не будет. И вот вам пожалуйста - двигателю установлен ресурс в 1000 часов. После этого - в капитальный ремонт, где будут заменены все проблемные элементы. А причем тут тогда срок службы? А при том, что помимо металлических частей в двигателе есть куча, например, резиновых уплотнений. А резина имеет свойство "стареть" (то есть терять эластичность, приобретать хрупкость) со временем. К тому же, возможно появление коррозии. Если производитель уверен, что за 10 лет ничего такого (при соблюдении правил эксплуатации) не произойдет - он устанавливает срок службы в 10 лет. В итоге имеем: ресурс 1000 часов в течении срока службы 10 лет.
И так по абсолютно всем агрегатам нашего самолета. От шасси и двигателей и кончая приборным оборудованием и пассажирским салоном. А что же сам планер - то есть фюзеляж, крыло и оперение - основа самолета (как кузов автомобиля)? Ровно то же самое. Есть и ресурс и срок службы. Надеюсь, всем известно такое понятие как "усталость металла" - металл может выдержать лишь определенное количество циклов нагружения. После этого - все, он теряет свою прочность - "устает"! То есть, после выработки ресурса - только переплавка, планер нашего самолета уже никак не спасти. Но планер проектируется таким образом, чтобы его ресурс равнялся нескольким десяткам тысяч летных часов. Никаким двигателям подобное и не снилось. Так что вполне может оказаться, что на сорокалетнем самолете уже давно поменяли все агрегаты установленные на него при выпуске. Условно говоря - планеру 40 лет, а самому старому агрегату - лет 5-7. Вполне может быть. И не забывайте - пока планер не вылетал свой ресурс - он не уступает новому. Потом - списание, без вариантов.
Вот и вопрос - является ли пятилетний Airbus A320 рухлядью? Очевидно, что нет. А точно такой же, но 30-ти летний? Да? При том, что все агрегаты точно такие же как у пятилетнего, только возможно что имеют дату выпуска свежее, потому что в капитальном ремоте он был только год назад? Эээ... Видимо нет, этот самолет не рухлядь. Ну а бредни о том, что старый самолет "может развалиться в воздухе" это именно бредни. Пока самолет не выработал свой ресурс - ничего такого произойти не может! Тогда почему нам кажется, что этот самолет новенький и клевый, а этот убитый? Тут два момента - это покраска и состояние салона. Но вот в чем дело - 30-летний самолет, но покрашенный вчера, будет выглядеть свежее и наряднее 5-ти летнего (а 5 лет - это "нулёвый" самолет). То же самое и по пассажирскому салону - если на 40-летнем самолете кресла заменили всего год назад, пассажиры воспримут самолет новее 5-ти летнего. В любом случае - состояние ЛКП и потертость пассажирских кресел на безопасность полета не влияют вообще никак!
Но это советско-российская система, эксплуатация по заранее установленным ресурсам и срокам службы (впрочем, их можно продлить). А вот буржуины исповедуют другую логику - эксплуатация по техническому состоянию. На самом деле в этом есть некое лукавство - различные формы технического обслуживания проводятся точно так же, через определенный срок или налет. При этом агрегаты выработавшие свой ресурс точно так же снимаются с самолета и отправляются в ремонт. На тяжелых формах самолет точно так же разбирается до винтика, только это называется не "капитально-восстановительный ремонт", а D-check.
Кроме того, не стоит забывать и о том, что выполнение всех регламентных работ, остаки ресурсов и сроков службы агрегатов тщательно контролируются и самой авиакомпанией и "компетентными органами", иначе не видать самолету "Свидетельства Лётной Годности" - документа, без которого летать нельзя.
Какие из всего этого выводы? Все очень просто - если авиакомпания готова выпустить самолет в полет, значит он исправен. Летайте на нем и получайте удовольствие от полета!
P. S. А как все-таки узнать возраст самолета на котором вы летите? Вам нужен его бортовой номер - или ищите его в районе хвоста или спросите бортпроводников. А уж возраст самолета по его номеру легко найти на целой куче сайтов.
P.P.S. Надеюсь все узнали самолет с заглавного фото?