Найти тему

Колдовство во все времена: как эволюционировал образ ведьмы в кино

Оглавление

История ведьм берёт своё начало ещё в средние века, когда разные явления, которые сегодня легко объясняются наукой, считались божьим даром или проклятьем. Именно тогда появились мифы о ведьмах - женщинах, владеющих опасными знаниями, практикующих колдовство, обладающих магическими способностями, заключивших договор с дьяволом.

Сегодня ведьма в кино может быть совершенно разной, однако до этого данный образ претерпел множество изменений.

Кадр из сериала "Американская история ужасов", 3 сезон.
Кадр из сериала "Американская история ужасов", 3 сезон.

Истории и сказки

Ведьма — персонаж, появившийся в массовой культуре неспроста: женщины, занимающиеся магией, были частью общества во многих народах мира с древнейших времён. Одно из первых рукописных упоминании о ведьмах появилось в период между X и VIII веками до нашей эры — в Библии. Издревле считалось, что при помощи колдовства можно лечить болезни, насылать проклятия и ещё много всего. Таинственность и сила магии привлекали и пугали людей: в итоге ведьмы стали постоянными героями фольклора и литературных произведений.

Колдуньи отметились и в реальной истории: в XV — XVI веках в Западной Европе существовала Святая инквизиция — учреждение, занимающееся борьбой с ведьмами. Женщин, занимавшихся магией, в то время считали прислужницами Сатаны, и обвиняли во многих бедах. За колдовство пытали и казнили, правда без разбора: чтобы считаться ведьмой достаточно было, например, иметь красивую внешность или родимое пятно.

-2

Именно исторические факты и литература были источниками вдохновения для первых фильмов о ведьмах.

Первые фильмы

Впервые на экране колдуньи появились в двух экранизациях Уильяма Шекспира "Макбет". Первая лента, отснятая в 1906 году не сохранилась до наших дней, во отличие от экранизации 1916 года. Так же, как и в книге Шекспира, в фильме ведьмы — три старухи, предсказывающие Макбету будущее. Их роль состояла лишь в том, чтобы двигать сюжет в нужном направлении, за их поступками не стояли никакие тайные мотивы или цели. Ведьмы просто учиняли проблемы.

Что касается внешнего вида первых киноведьм - они яркая иллюстрация классического представления: лохматые, седовласые, с уродливыми лицами и в чёрной одежде.

-3

Следующий известный фильм с участием ведьм — полудокументальная скандинавская лента 1922 года «Ведьмы». Режиссёр и сценарист фильма Беньямин Кристенсен в этом фильме хотел не только показать то, как ведьм представляли в обществе, но и рассказать, насколько безумной была охота на ведьм. Для создания фильма он изучил около 60 различных трудов, в том числе известнейшее пособие по охоте на ведьм «Молот ведьм» и труды конца XIX — начала XX века по психологии и неврологии.

В итоге в игровых частях фильма Кристенсену удалось показать достаточно полный стереотипный образ ведьм: в фильме они летали на мётлах, варили зелья, делали жертвоприношения и поклонялись Сатане. Ведьмой могла быть как молодая и красивая девушка, так и старуха, живущая на окраине города.

Кадр из фильма "Ведьма", 1922
Кадр из фильма "Ведьма", 1922
Кадр из фильма "Ведьма", 1922
Кадр из фильма "Ведьма", 1922

Фильм о реальной охоте на ведьм в этот период был снят и в США. Правда, он был не о Святой инквизиции, а о ведьмах из Салема. Этот американский город в конце ХVII века прославился громким судебным процессом, в ходе которого по обвинению в колдовстве 19 женщин и один мужчина были убиты, и ещё около 200 сели в тюрьму.

Первый фильм об этих событиях — «Девушка из Салема» — был снят в 1937 году. Он рассказывал о том, как просто в те годы было попасть под обвинение в колдовстве. Главная героиня фильма — молодая свободомыслящая девушка Барбара, которая влюбилась в путешественника. Одного этого факта было достаточно, чтобы вызывать подозрение у горожан. К тому же Барбару в колдовстве обвиняла соседская девочка. В итоге девушку отправили под суд и приговорили к смертной казни.

Кадр из фильма "Девушка из Салема", 1937
Кадр из фильма "Девушка из Салема", 1937

Появление образа в массовой культуре

Первый интерес к ведьмам со стороны массовой аудитории возник благодаря экранизациям сказок: ведьмы выступали в роли главных антагонистов, которые портили жизнь главным героям.

Впервые сказочная ведьма появилась в 1937 году в мультфильме «Белоснежка и семь гномов». Злая королева, мачеха Белоснежки имеет полный набор. У неё на службе чёрный ворон, она варит зелья и способна менять внешний вид. В реальном обличье ведьма имеет крючковатый нос с бородавкой, длинные седые волосы и носит чёрный балахон. Главная мотивация мачехи - стать на свете всех милей, всех румяней и белей, для чего ей необходимо убить белоснежку.

Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов", 1937
Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов", 1937
Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов", 1937
Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов", 1937

Следующая киносказка, «Волшебник страны Оз», вышла в 1939 году. Тут главная злодейка обретает новые каноны внешнего вида - кожа болотного зелёного цвета, остроконечная шляпа. В качестве транспорта использует метлу.

Главная особенность «Волшебника страны Оз» в том, что в нём впервые использован приём противостояния плохой и хорошей ведьм. Противником Теодоры выступает Глинда — добрая колдунья, в воздушном розовом платье с волшебной палочкой и исключительно добрыми намерениями.

Кадр из фильма "Волшебник страны Оз", 1939
Кадр из фильма "Волшебник страны Оз", 1939

Приворот и любовные зелья

В течение 40-х и в начале 50-х годов ведьмы в кино практически не появлялись. Пожалуй, единственный известный пример фильма о колдовстве в этот период — комедия «Я женился на ведьме» (1942).

Главная героиня фильма, Дженнифер — одна из салемских ведьм. Во время знаменитого процесса её вместе с отцом-колдуном похоронил под деревом пуританин Джонатан Вули. После этого ведьма наслала на его род проклятье, обрекла всех мужчин Вули на несчастливый брак.

Кадр из фильма "Я женился на ведьме", 1942
Кадр из фильма "Я женился на ведьме", 1942

Так и происходило до тех пор, пока в 1942 году в дерево, под которым находились Дженнифер с отцом, не попала молния, которая освободила духов. Выбравшись наружу, Дженнифер решает лично мстить нынешнему потомку Вули — Уолласу: создаёт себе привлекательный образ и пытается соблазнить мужчину, используя женское обаяние и любовное зелье. Это был первый, но далеко не последний случай использования приворота в кино.

Кадр из фильма "Я женился на ведьме", 1942
Кадр из фильма "Я женился на ведьме", 1942

«Я женился на ведьме» — фильм, который задал новый вектор в изображении ведьм в кино. В нём колдовство впервые переносится из прошлого в настоящее, а ведьма становится главным персонажем. В «Я женился на ведьме» сформировался и стандартный образ для киноколдуний 40-60-х годов: хрупкая молодая блондинка, которой на самом деле уже несколько сотен лет.

Подобный внешний вид и у ведьмы Джиллиан Хоррой в романтическом фэнтези «Колокол, книга и свеча» (1957). Колдунья в фильме — главная героиня, и тоже умеет варить любовные зелья.

Кадр из фильма "Колокол, книга и свеча", 1957
Кадр из фильма "Колокол, книга и свеча", 1957

Международный террористический заговор женщин из Ада

В 70-е некоторые радикальные феминистки США состояли в организации WITCH: the Women’s International Terrorist Conspiracy From Hell (Международный террористический заговор женщин из Ада).

Ведьмы, как отклик на активность феминисток, появлялись как в кино, так и на телевидении. Самый яркий пример этого тренда — ситком «Моя жена меня приворожила» (1964 — 1972). Главная героиня сериала — ведьма-домохозяйка Саманта, которая вышла замуж за смертного Дэррина. Она использует волшебство, чтобы упростить жизнь себе и своему мужу. Мужчина же постоянно пытается убедить Саманту отказаться от колдовства и быть «обычной домохозяйкой». Но, в итоге, Дэррин смиряется с необычными способностями жены-ведьмы.

Кадр из ситкома "Моя жена меня приворожила", 1964-1972
Кадр из ситкома "Моя жена меня приворожила", 1964-1972

Наиболее ярким примером отклика на активность феминисток в кино был фильм Disney «Набалдашник и метла» (1971). Сюжет фильма разворачивается во время Второй мировой войны. Главная героиня Эглантин Прайс — непрофессиональная ведьма, которая живёт в английской провинции и пытается защитить страну от нападения нацистов. Параллельно она следит за тремя детьми, которых ей на попечение отправили из Лондона.

Кадр из фильма "Набалдашник и метла", 1971
Кадр из фильма "Набалдашник и метла", 1971

Колдуньи в ужасах

Другая причина интереса к ведьмам в кино более мрачная: в 60-70-е годы в западном обществе обострился страх перед сатанизмом и оккультизмом. Ведьмы, как прислужницы Сатаны, отлично подходили для того, чтобы вводить в ужас и без того напуганную аудиторию. Поэтому эти два десятилетия — время расцвета хорроров о ведьмах.

Кадр из фильма "Маска Сатаны", 1960
Кадр из фильма "Маска Сатаны", 1960

Показывали колдуний в ужасах по-разному. Так, в фильме «Маска Сатаны» (1960) мстительная ведьма вселяется в молодую девушку. В «Ночи орла» (1962) чёрную магию практикует современная женщина. В культовом хорроре Романа Полански «Ребёнок Розмари» (1968) ведьмы — старухи, поклоняющиеся Сатане.

Кадр из фильма "Ночь орла", 1962
Кадр из фильма "Ночь орла", 1962
Кадр из фильма "Ребёнок Розмари", 1968
Кадр из фильма "Ребёнок Розмари", 1968

В «Плетёном человеке» (1973) главный герой попадает на остров, полностью населённый язычниками. Ведьмы в фильме участвуют в разных ритуалах, в том числе танцуют вокруг костра и совершают жертвоприношения. В «Суспирии» (1977) Дарио Ардженто ведьмы собираются на шабаш в балетной школе.

Кадр из фильма "Плетёный человек", 1973
Кадр из фильма "Плетёный человек", 1973
Кадр из фильма "Суспирия", 1977
Кадр из фильма "Суспирия", 1977

В этот же период ведьмы появились и в советском кино. Колдуньи, как персонажи, появлялись в экранизациях классики: короткометражке по рассказу Чехова «Ведьма» (1958) и фильме по мотивам повести Гоголя «Вий» (1967).

Кадр из фильма "Вий", 1976
Кадр из фильма "Вий", 1976

Время ведьм

Следующая волна популярности ведьм в кино началась в конце XX века: женщины-колдуньи в этот период с завидной регулярностью появлялись в качестве главных героинь в мелодрамах, комедиях, детских фильмах, исторических картинах, хоррорах. Ведьмы перестали быть аутсайдерами, стали более человечными и добрыми. Общество начало понимать и принимать их.

Причинами резкой популярности ведьм в девяностые принято считать рост интереса к язычеству в США, в частности к викки (религии, основанной на колдовстве) и возникновение феминизма «третей волны». Хотя, вполне возможно, что популярность ведьм — банальное стечение обстоятельств: просто звёзды сошлись и они стали модными персонажами.

В конце ХХ века в фильмах о ведьмах образовалось несколько основных направлений. Первое — ведьма хочет любить. Истории на эту тему были запутаннее, чем простой любовный приворот из 40-х и 50-х. Например, в чёрной комедии «Иствикские ведьмы» три одинокие подруги мечтают встретить прекрасного мужчину. И он в их жизни появляется, правда, один на троих.

Кадр из фильма "Иствикские ведьмы", 1987
Кадр из фильма "Иствикские ведьмы", 1987

Другая история — в фильме «Практическая магия». Здесь две сестры Оуэнс, ведьмы по роду, обречены на несчастную любовь: все их романы обязательно заканчиваются трагически для избранника. Однако главная особенность «Практической магии» не в любовной истории, а в том, что сестёр, которых в начале фильма недолюбливали все жители города, к концу полюбили и приняли.

Кадр из фильма "Практическая магия", 1998
Кадр из фильма "Практическая магия", 1998

Второе направление, в которое, кстати, попадает и «Практическая магия» — колдовской род или династия ведьм. Идея того, что магия передаётся по наследству присутствует в таких проектах, как «Сабрина — маленькая ведьма», «Зачарованные» и «Фокус-покус».

Кадр из ситкома "Сабрина - маленькая ведьма", 1996-2003
Кадр из ситкома "Сабрина - маленькая ведьма", 1996-2003
Кадр из сериала "Зачарованные", 1998-2006
Кадр из сериала "Зачарованные", 1998-2006

Третья тенденция — ведьмы-старшеклассницы. Впервые эту идею в кино воплотили в 1989 году в фильме «Маленькая колдунья». Его главная героиня 15-летняя Луиза случайно узнаёт, что она была ведьмой в прошлой жизни. При помощи магического амулета девушка возвращает себе сверхъестественные способности, а потом, используя колдовство, становится самой популярной в школе. Правда, в итоге девушка отказывается от магии, поняв, что счастья можно добиться и своими руками.

Кадр из фильма "Маленькая колдунья", 1989
Кадр из фильма "Маленькая колдунья", 1989

Более мрачный вариант развития этой темы представлен в фильме «Колдовство» (1996). В нём четыре старшеклассницы решают объединиться и создать ковен. Магия нужна им, чтобы отомстить обидчикам. Сначала всё идёт хорошо, но в итоге одна из девочек слишком глубоко погружается в чёрную магию и становится безумной.

Кадр из фильма "Колдовство", 1996
Кадр из фильма "Колдовство", 1996

Как Вам статья? Что бы ещё могли добавить, давайте обсудим в комментариях! Было бы интересно почитать вторую часть?