Наверное, нет в наше время человека, который никогда бы не слышал о таком страшном заболевании как "рак". Согласно мировой статистике, неутешительный диагноз ставят 10 000 000 человек ежегодно, а умирают от него порядка 8 000 000. Болезнь мало интересует достаток человека или его статус - перед ним равны и богатые и бедные. В этой связи, хотелось бы рассказать о женщине, которая смогла изменить отношение к онкобольным в Великобритании - о Мэгги Кесвик Дженкс.
Мэгги Кесвик родилась 10 октября 1941 в Дамфришир в семье сэра Джона Кесвика и Клэр Элвис и была единственным ребенком. Её отец был тайпаном в одном из крупнейших многопрофильных конгломератов в мире, расположенной в Гонконге – Jardine Matheson (тайпан - влиятельный бизнесмен в Китае, иностранец по происхождению). По этой причине Кесвики жили то в Гонконге и Шанхае, то в Дамфришире и Лондоне. Мэгги изучала английский в Леди-Маргарет-Холл - один из колледжей Оксфордского университета, после колледжа поработала некоторое время в индустрии моды, а затем поступила в Архитектурную школу Архитектурной Ассоциации в Лондоне.
Во время обучения она познакомилась с американским архитектором и писателем – Чарльзом Дженксом, за которого вышла замуж в 1978 году (в браке появилось 2 детей).
В то же время была опубликована её книга "Китайский сад: история, искусство и архитектура". После публикации Мэгги Кесвик пригласили читать лекции по архитектуре в США.
В 1982 году вышла вторая книга за авторством женщины – "The Thistle and the Jade: A history of Jardine Matheson on its 150th anniversary" ("Чертополох и Нефрит: история Jardine Matheson к 150-летнему юбилею").
Жизнь женщины протекала размеренно. Она помогала отцу в компании в качестве председателя компании Jardine Matheson, занималась ландшафтным дизайном. Она сотрудничала с такими видными деятелями архитектуры и скульптуры как Фрэнк Оуэн Гери (один из крупнейших архитекторов современности, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма) и Класом Олденбургом (американский скульптор шведского происхождения, классик поп-арта).
Вместе с отцом Мэгги открыла фонд в Шотландии и Гонконге, который занимался помощью трудным подросткам. Также она основала первый в Китае хоспис, в котором помогали людям с неизлечимыми заболеваниями, в том числе и ментальными. В китайской культуре эта тема была закрытой, больные люди оказывались ненужными обществу. Дженкис была почетным донором и занималась помощью паломникам в Лурде, одном из крупнейших паломнических центров Европы.
И все было бы замечательно, но в 1988 году, в возрасте 47 лет, мисс Кесвик был поставлен страшный диагноз – рак груди. Врачи предложили провести операцию – Мэгги согласилась. Все прошло успешно, жизнь опять пошла своим чередом.
В 1993 году у женщины вновь появились боли. После двух ошибочных диагнозов она появилась на пороге хирургического отделения одной из клиник Дамфриса (Шотландия). Там ей сообщили, что рак вернулся, но теперь он поразил кости, печень и костный мозг.
После этой новости, Мэгги Кесвик вместе с мужем решили отправится в Эдинбург, чтобы проконсультироваться со столичными специалистами в этой сфере. О своей поездке она рассказала своей матери, записав видеокассету. Вот, что она говорила:
«Мы ждали в ужасном помещении, из освещения были только неоновые лампы. Выглянула медсестра и пригласила в кабинет. Мы спросили у врача:
- Сколько времени у нас есть?
- Вы, действительно, хотите знать?
- Да, хотим.
- Два-три месяца.
Затем вновь подошла медсестра и попросила выйти:
- Мне очень жаль, дорогая, но Вам придется выйти в коридор. Много человек ждут своей очереди.
Пара вышла в коридор, пытаясь принять эту мысль, свыкнуться с ней. Помещение было тесным, без окон. Мимо сновали медсестры, дружелюбно интересовались: «Как Ваши дела?».
И именно в этот момент, в этом ужасном коридоре, женщине пришла в голову идея. Может её жизнь и оборвется в скором времени, но она еще сможет помочь людям, оказавшимся в подобной ситуации.
Она решила, что те, у кого диагностирован рак, имеют право на уважение и личное пространство. Они имеют право лечится в специализированных заведениях, где им не придется «толкаться» в некомфортных помещениях, и где их не попросят выйти, потому что время на прием ограничено, а врачей не хватает.
При поддержке своей медсестры, она начала продумывать, каким должен быть онкологический центр. Для этого у нее был собственный опыт и, что немаловажно, деньги. Мэгги понимала, таким центрам необходима хорошая финансовая поддержка, чтобы они, в свою очередь, были в состоянии оказать всеобъемлющую помощь своим пациентам и их семье. У больных должно быть больше информации о методах лечения, которое они могут получить бесплатно.
Мисс Кесвик всегда считала, что помещение, в котором находится человек, оказывает на него большое влияние. Поэтому она хотела, чтобы место, в котором больной узнает свой диагноз, было красивым и просторным. Чтобы там была светлая библиотека, с приятным глазу, видом. Также она хотела видеть в центрах старомодные «дамские комнаты»: не просто ряд кабинок, а полноценные комнатки, с раковиной и зеркалом, где у пациентов была бы возможность поплакать и позже привести себя в порядок. В таком щепетильном вопросе важна любая мелочь.
Центр для людей с диагнозом "рак" - это максимально непохожее на больницу место, где пациенты могут получить информацию и поддержку, терапию, консультацию, в том числе психолога, который помог бы разработать верную стратегию в борьбе со стрессом, который неминуем. И, конечно же, там должен быть большой стол, где можно было бы просто выпить чай с печеньем и пообщаться с другими людьми, оказавшимися в похожей ситуации. Главной мыслью, которая сопровождала эту женщину было то, что болезнь – это не повод опускать руки, что нужно наслаждаться жизнью до последнего вздоха.
Вместе с работой над центром и своей волонтерской деятельностью, она продолжала лечение, проходила курсы химиотерапии. В конечном итоге, вместо 2-3 обещанных врачом месяцев, она прожила 18.
Мэгги Кесвик Дженкс умерла 8 июля 1995 года в Лондоне, так и не дожив до открытия первого центра для онкобольных в Эдинбурге в ноябре 1996. Её окружали самые близкие люди: муж - Чарльз Дженкс, дочь - Лили Клэр Дженкс, сын - Джон Кесвик Дженкс и двое сыновей Чарльза от первого брака.
На сегодняшний день насчитывается 27 «Центров Мэгги» в Великобритании: 8 центров в Шотландии (Эдинбург, Глазго, Данди, Инвернесс, Файф, Ланкашир, Абердин, Форт), 19 в Англии (Лондон, Челтнем, Ноттингем, Свонси, Ньюкасл, Оксфорд, Манчестер, Кардифф), 1 в Гонконге, 1 в Токио и 1 в Барселоне.
По статистике в Шотландии ежегодно рак диагностируют у 30 000 человек, а каждый четвертый онкобольной узнает этот диагноз в одном из "центров Мэгги".
Все центры спонсируются из фонда имени Мэгги Кесвик Дженкс. Президентом фонда является вторая супруга Чарльза, принца Уэльского, наследника британского престола.