Этери Георгиевна Тутберидзе пережила в последнее время череду предательств, разочарований, ее школу за три месяца лишили половины звездных сотрудников.
Мало того, несмотря на победы «ТЩК» в последние два сезона, сильной радости она не испытывала, что очень хорошо видно на роликах. Успехи учениц – словно рабочие моменты, рутина будней.
Но ведь был в жизни тренера период, когда она была по-настоящему счастлива. Это время, когда они вместе с Женей Медведевой ковали славу русских изящных коньков, круша соперников на всех континентах и часовых поясах.
То время некогда славная школа русского ФК переживала почти что прострацию – и Тутберидзе с Медведевой были светочами, озаряющими темноту, ведущими к выходу из тоннеля.
Достаточно сказать, что за два года беспрерывных и безукоризненных побед легендарной Медведевой – другие русские всем скопом завоевали лишь одно золото на мировых форумах: это победа Тарасовой и Морозовой в финале Гран-при 2016 года.
Недавно я пересмотрел этот ФГП, женскую его часть – и выскажу несколько свежих мыслей.
Из 6-ти участниц были четыре россиянки: Родионова, Погорилая, Сотскова и Медведева. Как видно, все разных тренеров, из разных городов и совершенно с разнообразными стилями. Ну и Сатоко Миахара и возрождающаяся после травмы Осмонд.
На этом и на других турнирах первых двух лет, если не знать, кто такая Медведева, то на разминку она выходила самой погруженной в себя и вроде как самой скромной и неуверенной. Основная ее задача вовне была – не попасть по траекторию соперницы на раскатке. Другие барышни, кроме Сатоко, выглядели и крупнее, и эффектнее, и самоувереннее.
Но! Лишь только начинались прокаты, как Медведева преображалась из золушки в королеву, а все пятеро остальных меркли на ее фоне. Они выглядели напряженными, ошибающимися, повторяющими приемы предшественниц и поколений – обычными фигуристками. Они словно писали малярной кистью по льду, тогда как Медведева тончайшей кисточкой выводила ажурные кружева.
Такого никогда никто в фигурном катании не лицезрел. Да это и сказала сама Тарасова позже в Бостоне-2016 – за 50 лет она такого уровня фигуристов не видела. А ведь она болела за Родионову, она представляла конкурирующий ЦСКА!
Вот что дословно произнесла Татьяна Анатольевна после проката короткой программы Медведевой, еще не зная, что через пару минут падет многолетний рекорд ее воспитанницы Мао Асады:
«За нее даже не волнуешься, она все время прибавляет. Вот начиная даже с первого вращения – она сделала его абсолютно идеально, вот лучше это вращение сделать уже невозможно. Вот так же, как и прыжок: вот прыжок лучше сделать, чем она, невозможно. У нее достаточная высота, у нее достаточный пролет, у нее руки вверху, у нее тулуп и после тулупа тройного сделано еще несколько элементов на той же ноге, на которой она приземляется…»
Катание Медведевой назвали очень быстро космическим, а саму ее инопланетянкой – она выступала будто бы в другой лиге, разом переместив фигурное катание из области спорта в область утонченного искусства, доселе неведомого.
Это постоянно заметное из всех ракурсов камер, с говорящей мимикой лицо, огромные глаза, отражающие тончайшие нюансы эмоций, доскональная техника, когда с прыжков, приземляясь, Медведева будто еще взмывает вверх, переходя на другую ногу… Нет напряжения и страха – есть радость творчества.
Когда нужно быстрее, когда нужно медленнее скользила она по льду и парила над ним, словно взмахами лебединых рук цепляясь за воздух…
Подобного космоса не было никогда в женском одиночном, и не будет, скорее всего, никогда, да и сама Медведева после травмы, вот уж два года прошло, не дотягивает до того изощренного, полного нюансов катания, которое показала в первые два сезона на взрослом уровне.
Это настоящий учебник – ролики ее прокатов тех лет, но, боюсь, как и некоторые пьесы гениального Паганини – сыграть их никому невозможно.
И вот это – было настоящее счастье для тренера: чувствовать, что триумф твой заслужен, а слова, что Медведева «вывела катание на новый уровень», не есть пустой звук ради пиара медиа-лица и рубки хрустящих долларов.
То было время романтики женского одиночного, короткое, всего два года, но которое будет в истории вечно: ведь оцифрованные видеоролики с годами не увядают, а искусство на льду Медведевой – уникально, непревзойденно, не воспроизводимо.
После этого финала Гран-при Медведева в элегантном стиле защитит еще чемпионства России, Европы и мира – и во второй раз подряд закроет условный Большой Шлем.
Ваш лайк и Ваш комментарий помогут продвижению этой статьи (таковы правила ДЗЕН). Если не затруднит. СПАСИБО!