Первым читателям Евангелий был хорошо знаком тот мир, в который пришел Иисус, чего не скажешь о нас. О Палестине в дни Христа Б. Дин пишет, что ее “ландшафт остался прежним с тех пор, как Авраам впервые разбил свой шатер в Сихеме”, но “все остальное стало другим”. Среди изменений со времен Ветхого Завета можно отметить следующие: основным моментом религиозной жизни стала синагога; большой политический вес приобрели такие секты, как фарисеи и саддукеи; страной правили римляне. Откуда взялись такие изменения?
МЕЖЗАВЕТНЫЙ ПЕРИОД
Большинство изменений произошло в годы между написанием Ветхого и Нового Заветов.
Ветхий Завет был завершен в ситуации, когда многие иудеи только что вернулись в Ханаан из вавилонского плена и находились под властью Персии. Последним историческим писанием Ветхого Завета была книга Неемии; последним пророческим — книга Малахии. Иудеи ждали прихода Божьего Мессии и вестника, который бы приготовил для Него путь, ибо у пророка Малахии было написано:
«Вот, Я посылаю ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и ангел завета, которого вы желаете. Вот, Он идет, — говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1; см. также 4:5, 6).
Молчание
Книгу Малахии и события в Евангелиях разделяют приблизительно четыреста лет молчания. Под “молчанием” я подразумеваю пророческое молчание. В это время Бог не посылал особых небесных вестников. Израильтяне руководствовались письменным законом и пророками (Мф. 11:13; Лк. 16:16; см. также Лк. 24:44).
Почему Бог допустил этот перерыв в несколько столетий перед тем, как послать Своего Сына? Несколько предположений высказывает Ф. Смит. Мы приводим три из них. (1) Возможно, этим Бог хотел оттенить наиболее важное событие в истории человечества. К тому времени как Иисус, наконец, пришел, ожидание достигло чрезвычайно высокого накала. (2) Возможно, Бог хотел сделать исполнение мессианских пророчеств более впечатляющим. Долгий интервал должен был убедить в том, что исполнение не было случайным. (3) Возможно, Бог ждал, когда установится именно такая религиозная и политическая ситуация, какая была нужна для исполнения Мессией Своей задачи. Павел писал: “Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего” (Гал. 4:4).
Источники
Тот факт, что период между Заветами был временем молчания пророков, вовсе не означает, что мы ничего не знаем о годах, формировавших мир Иисуса. У нас есть несколько источников информации.
(1) Апокрифические писания. “Апокрифами” называют четырнадцать книг, включенных в некоторые Библии между Ветхим и Новым Заветами. Слово “апокриф” означает “тайный, скрытый”. Эти книги не считали богодухновенными ни иудеи, ни Иисус со Своими апостолами. Некоторые из этих книг отражают суеверия персов и других языческих народов. Тем не менее, в целом они дают некоторое представление об истории и обычаях иудеев. Особенно полезна в этом плане первая книга Маккавейская, которая содержит историю Иудеи между 175 и 132 гг. до н.э.
(2) Сочинения Иосифа Флавия. Иосиф Флавий, родившийся около 37 г., был историком иудеев. Он пережил осаду и разрушение Иерусалима Титом и написал две важные работы: Иудейские древности (историю своего народа от сотворения) и Иудейские войны (повествование об иудеях с 170 г. до н.э. до его дней). Иосиф написал также две другие работы, представляющие для нас меньшую важность, — Против Апиона и Автобиографию. Некоторые “факты” Иосифа считаются спорными, но его труды остаются главным источником информации.
(3) Разрозненные греческие и римские свидетельства.
(4) Археологические находки. Открытия в Палестине и других местах иногда проливают свет на историю и образ жизни иудеев.
(5) Священные Писания. Некоторую информацию об этом периоде можно почерпнуть в самих Евангелиях.
ЧЕТЫРЕ ИМПЕРИИ
В продолжение четырехсот лет между Заветами Бог занимался делами людей, работая над осуществлением Своих планов. Политическая картина этих лет кратко описана в Дан. 2, во сне вавилонского царя Навуходоносора.
«...Вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске... и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его — медные, голени его — железные, ноги его — частью железные, частью глиняные» (Дан. 2:31-33).
Даниил объяснил царю Навуходоносору, что он (и Вавилонское царство) — это золотая голова (ст. 37, 38). Затем пророк сказал:
«После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всей землей. А четвертое царство будет крепко как железо, ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать» (ст. 39, 40).
Из Писаний и истории мы знаем, что четыре царства из Дан. 2 — это (1) Вавилонская империя, (2) Мидо-персидская империя, (3) Греческая империя и (4) Римская империя.
Первая империя (Вавилон) пала еще до завершения Ветхого Завета, после чего к власти пришла вторая (Мидо-Персия) (см. Дан. 5:28, 30, 31; 6:8, 12, 15, 28; 8:20; 10:1; 11:1; Езд. 1:1-4; Есф. 1:19). Наше внимание, таким образом, должно быть сосредоточено на событиях в период второго, третьего и четвертого царств.
Мидо-персидский период (539-333 до н.э.)
Как уже отмечалось, к моменту завершения Ветхого Завета Ханаан находился под контролем персов. Этот период для иудеев был более или менее сносным. Персы разрешили, чтобы иудейским народом управлял первосвященник, который должен был подчиняться ближайшему персидскому губернатору.
В этот период напряженность возникла между иудейскими репатриантами и смешанным населением Ханаана (см. Езд. 4:4; Неем. 4:1-8). Это население занимало территорию, главным образом, к северу от Иудеи, известную как Самария (см. Езд. 4:10, 17; Неем. 4:2), отчего обитатели назывались “самарянами”. В 4 Цар. 17:24-33 рассказывается о том, как самаряне смешивали поклонение Яхве с поклонением языческим богам. Стих 33 говорит: “Господа они чтили, и богам своим они служили”. Когда пришел Иисус, самаряне занимали центр страны (Ин. 4:3, 4). За рядом событий в жизни Иисуса стояли натянутые отношения между иудеями и самарянами (Лк. 10:33; 17:16; Ин. 4:9).
Греческий период (333-165 до н.э.)
(1) Александр Македонский (333-323 до н.э.). В 336 г. до н. э. командование греческой армией принял на себя двадцатилетний Александр. За несколько лет он покорил мир. Во время своих завоеваний он полностью уничтожил Тир, исполнив пророчество об этом городе в Иез. 26 и 28. Благодаря его влиянию греческая культура распространилась по всему миру. Он основал город Александрию на реке Нил и хотел сделать его центром греческого влияния. Для христиан особо значимым является тот факт, что греческий язык стал универсальным. Новый Завет написан на греческом разговорном языке койне.
Около 333 г. до н.э. Александр покорил Иерусалим. Иосиф Флавий рассказывает, как первосвященник приветствовал завоевателя за стенами города. Александр дал иудеям особые привилегии. Он использовал их как колонистов, убедив селиться в отдаленных районах империи.
В этот период среди иудеев возник отдельный класс книжников. О них мы поговорим позже.
После смерти Александра в 323 г. наступил двадцатилетний период борьбы за власть. В конечном итоге его царство было разделено на четыре территории: Грецию, Азию, Египет и Сирию. Из них нас интересуют Египет и Сирия. Египет контролировали Птолемеи, а в Сирии правили Селевкиды.
(2) Птолемеи (323-198 до н.э.). Расположенная между Египтом и Сирией, Палестина стала заложницей борьбы двух держав. Когда египетские войска направлялись в Сирию, они по дороге на север завоевывали Палестину. Когда же сирийские армии двигались на юг, в Египет, они старались сделать то же самое с Палестиной либо в начале своего похода, либо возвращаясь из него.
В последующие сто лет иудеи иногда оказывались под властью Сирии, но большую часть времени они подчинялись Египту. Птолемей I захватил Иерусалим и вывез некоторое количество иудеев на поселение в Александрию. Он дал им полное гражданство и содействовал развитию иудейской научной мысли.
Время правления Птолемеев было, в основном, мирным периодом для иудейского народа. Важным достижением стал перевод Септуагинта в Египте. Греческий перевод еврейских Писаний был заказан Птолемеем II для великой Александрийской библиотеки. Этот перевод был завершен около 285 г. до н.э. По преданию, его сделали семьдесят иудейских ученых (отсюда название “Септуагинта”, что значит “семьдесят”). Многие ветхозаветные цитаты в Новом Завете взяты из Септуагинты.
Борьба между Египтом и Сирией продолжалась весь этот период. В конце концов, около 198 г. до н.э., Палестина перешла под сирийское правление.
(3) Селевкиды (198-165 до н.э.). Для удобства Селевкиды разделили Палестину на пять провинций: Иудею, Самарию, Галилею, Перею и Трахонитиду.
Период сирийского правления был самым мрачным в истории иудаизма. Главным злодеем был Антиох IV, также известный как Антиох Епифан. Ф. Смит назвал его “одним из самых жестоких людей на государственном посту”. Епифан (175-165 до н.э.) ненавидел иудеев и хотел сделать из них греков. Он воздвиг в Иерусалиме храм Юпитеру и пытался вытеснить иудейскую религию. Он закрыл храм, объявил обрезание незаконным и под страхом смерти запретил кому бы то ни было практиковать иудаизм. Он продал тысячи иудеев в рабство, а еще больше убил. Он забрал из храма все ценности, а на алтаре принес в жертву свинью. Пепел он смешал с водой и обрызгал этой “свиной водой” весь храм, осквернив святыню.
Период независимости (165-63 до н.э.)
Злодеяния Антиоха Епифана стали катализатором восстания иудеев под предводительством старого священника по имени Маттафий. У него было пятеро храбрых и воинственных сыновей, один из которых — Иуда — возглавил вооруженную борьбу. Иуду прозвали “Иуда-Молот”. “Молот” по-гречески — “маккавей”, поэтому этот период иудейской истории иногда называют Маккавейским. (Этот период еще называют Асмонейским или Хасмонейским). В 165 г. до н.э. Иуда Маккавей отвоевал Иерусалим. Храм был очищен и вновь освящен для Яхве. Отсюда берет свое начало праздник обновления (см. Ин. 10:22).
Война с Сирией длилась с 163 по 143 г. до н.э. В конце концов иудеи завоевали независимость. В 135 году была установлена власть Иоанна Гиркана, положившего начало иудейской династии.
В этот период возникли такие иудейские секты, как фарисеи и саддукеи. В это же время должность первосвященника стала более политической, нежели религиозной. Первосвященников назначали те, кто стоял у власти.
Последние годы этого периода были годами гражданской войны. Различные представители рода Иоанна Гиркана оспаривали свое право на престол. В ход шли заговоры, контрзаговоры и политические убийства. Наконец, одна из заинтересованных сторон обратилась за поддержкой к набирающей силу державе — Риму. Вовлечь Рим в этот иудейский спор было все равно, что цыплятам позвать в курятник лисицу с просьбой рассудить их. Вскоре после этого иудеи утратили свою независимость.
Римский период (63 до н.э.—70 н.э.)
В 63 г. до н.э. Иерусалим был завоеван Помпеем Великим. Римскими правителями при жизни Иисуса были кесарь Август (Октавиан) (27 до н.э.—14 н.э.) (Лк. 2:1) и кесарь Тиберий (14-37 гг.) (Лк. 3:1).
Отныне Палестиной могли править только ставленники Рима. Вначале над Иудеей был поставлен Антипатр. Ему на смену пришел его сын Ирод Великий, который царствовал в Иудее в 37-3 гг. до н.э. (Лк. 1:5). Ирод был талантливым руководителем, но его пороки затмевали его мастерство управления. Он вызвал ненависть иудеев тем, что ввел в Иерусалиме состязания на колесницах и другие греческие обычаи. Желая вернуть их расположение, он начал восстанавливать храм (см. Ин. 2:20), почти полностью разрушенный Епифаном. Этот Ирод печально известен убийством младенцев в попытке уничтожить Иисуса (Мф. 2:1-18).
Когда Ирод Великий умер (Мф. 2:19), страна перешла в руки тетрархов-“четвертовластников” (четырех правителей). (1) Вначале над Иудеей и Самарией был поставлен сын Ирода Архелай (Мф. 2:22). В 6 г. он был отстранен от власти, а на смену ему пришли римские прокураторы (Пилат был шестым из них [Лк. 3:1]). (2) Другой сын, Ирод Антипа (в Новом Завете иногда называемый просто “Ирод”, а иногда “Ирод четвертовластник”), был поставлен тетрархом в Галилее и Перее (Лк. 3:1; см. Мф. 14:1). Он — самый известный из Иродов, поскольку правил во время личного служения Иисуса. (3) Третий сын, Филипп, был тетрархом “в Итурее и Трахонитской области” (Лк. 3:1; см. Мф. 14:3) — районе, который иногда называют Васаном. (4) Четвертая территория, Авилинея, была отдана Лисанию (Лк. 3:1), который не был из Иродов. Авилинея не входила в состав территории, которую контролировал Ирод Великий.
От римлян иудеи получили ряд уступок: их освободили от воинской повинности, их нельзя было вызывать в суд по субботам, им было позволено чеканить медные монеты только с надписью на них, но без изображения, а римским воинам запрещалось носить на их земле знамена с изображениями.
Для христиан самое большое значение имеет то, как римский период приготовил путь Христу. Среди всего прочего — это установление Pax Romana (римского мира), распространение универсального языка (греческого) и строительство широкой сети дорог, способствовавших передвижению и общению по всей империи.
ПАЛЕСТИНСКАЯ ЗЕМЛЯ
В Ветхом Завете земля, где позже родился Иисус, называлась “Ханаан” (Быт. 12:5; Исх. 6:4; Иис. Н. 14:1). К новозаветному времени она стала известна как “Палестина” — хотя в Новом Завете этого названия нет.
В Евангелиях описано около 150 событий из жизни Христа, и добрая сотня из них связана с конкретными географическими пунктами.
Об этой земле обычно говорили, что она простирается “от Дана до Вирсавии” (Суд. 20:1; см. 1 Цар. 3:20; 3 Цар. 4:25). От Дана на севере до Вирсавии на юге было 240 километров. Площадь земли составляла 26000—31000 квадратных километров. Для сравнения скажем, что подавляющее большинство субъектов Российской Федерации больше этой территории.
В жизни Христа выделялись три провинции, все к западу от Иордана. (1) Иудея. В провинции Иудея преобладало иудейское население. Жители Иудеи гордились своей правоверностью. Иисус часто ходил в Иудею — особенно на праздники. (2) Самария. Самарию, как мы отмечали, населял народ, утративший чистоту крови; их называли “самаряне”. Иисус иногда проходил через Самарию по дороге на север или на юг. (3) Галилея. Население Галилеи было смешанным, состоявшим из иудеев и язычников (см. Мф. 4:15). Жители Иудеи смотрели на Галилею свысока. Иисус провел большую часть Своей жизни в Галилее.
Другие районы, отмеченные на карте, тоже имели значение в жизни Христа. Иисус несколько раз переправлялся через Галилейское море на восточный берег. В Лк. 3:1 эта местность названа “Итурея и Трахонитская область”. Южная часть этого района называлась “Десятиградие” (Мф. 4:25; Мк. 5:20; 7:31).
В конце Своего служения Иисус несколько раз удалялся из Галилеи. Однажды Он ушел на запад, в область финикийских городов Тира и Сидона (Мф. 15:21). Несколько раз Он удалялся на восток от Иордана. Согласно Иосифу Флавию, этот район назывался “Перея”, но в Евангелиях он называется либо “заиорданской стороной”, либо вообще не имеет специфического названия (Мф. 4:25; 19:1; Мк. 10:1; Ин. 10:40).
ДРУГИЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Последние дни Ветхого Завета и годы между Заветами оказали и другое влияние на иудейский мир.
Изменения в названиях
К концу Ветхого Завета Божий народ уже был известен как “иудеи” (Езд. 4:12; 5:1). Это название произошло от южного царства Иудеи: большинство вернувшихся из вавилонского плена были потомками людей, живших в той области (и происходивших из колена Иудина). Ко времени Нового Завета иудеями называли в первую очередь этих людей (Мф. 2:2; Ин. 1:19).
Иногда их по-прежнему называли израильтянами (см. Ин. 1:47; 2 Кор. 11:22), указывая этим, что они были потомками Израиля. Иногда их также звали евреями (Деян. 6:1; 2 Кор. 11:22) по их традиционному языку.
Изменения в языке
После возвращения иудеев из вавилонского плена арамейский язык, будучи языком общения всех евреев, постепенно вытеснил еврейский. Арамейский, язык Сирии, был родствен еврейскому, как итальянский родствен латинскому. Иудейские мальчики по-прежнему изучали еврейский в школах — как итальянские школьники изучают латынь.
Разговорным языком в дни Иисуса был греческий, а официальным языком римского правительства — латинский. Когда Иисуса пригвоздили к кресту, табличка над Его головой была написана на трех языках: еврейском, латинском и греческом (Ин. 19:20).
Изменения в роде занятий
До вавилонского плена иудеи были, в основном, земледельцами и скотоводами. В годы пленения, вдали от своих владений, они обнаружили в себе способности к торговле. Ко времени Иисуса иудейских торговцев можно было встретить по всему миру.
Изменения в поклонении
Иерусалимский храм по-прежнему играл в жизни иудеев очень важную роль. Построенный еще Зоровавелем после возвращения из вавилонского плена, он был сильно разрушен Епифаном. Примерно за шестнадцать лет до рождения Иисуса Ирод Великий приступил к восстановлению храма (см. Ин. 2:20), и во время Его служения строительство все еще продолжалось. Правоверные, жившие в Палестине, несколько раз в год ходили в Иерусалим на праздники. Благочестивые иудеи из других земель время от времени тоже совершали изнурительные путешествия в Иерусалим (Деян. 2:5-11).
Однако ко времени Христа центром религиозной жизни иудеев стала синагога. В Ветхом Завете нет упоминаний о синагоге, но в Новом она выходит на передний план (Мф. 12:9; 13:54). Вероятно, возникновение синагоги относится к тому периоду, когда иудеи находились в плену и не имели возможности посещать Иерусалим в установленные праздничные дни. Для организации синагоги требовалось всего десять иудеев. В Иерусалиме и во всем мире были сотни синагог. Субботние богослужения в синагоге были простыми — они состояли из пения, молитв, чтения и изучения Писаний. При большинстве синагог были школы, в которые обязывали ходить живших в округе мальчиков.
Изменения в религиозном руководстве
В Ветхом Завете религиозными руководителями считались священники. Их работу иногда дополнял тот или иной посланный Богом пророк. Изучая жизнь Христа, мы все еще будем сталкиваться со священниками и их помощниками левитами (Лк. 10:31, 32). Особенно значимым будет тот факт, что во время служения Иисуса в иудаизме, по сути, было два первосвященника (см. Лк. 3:2). Первосвященник Анна был отстранен от должности римским правительством, но у него было достаточно влияния, чтобы на это место был назначен его зять Каиафа (Мф. 26:3, 57; Ин. 11:49; 18:13, 24). В глазах большинства иудеев настоящим первосвященником оставался Анна (см. Деян. 4:6).
Вдобавок к священникам, в новозаветные времена на свет появилось и другое руководство. Во-первых, раввины (Мф. 23:7, 8), которые были учителями в синагогах и в школах при синагогах. Раввины по существу заменили священников в качестве религиозных авторитетов. Для некоторых толкование раввинами закона имело такой же вес, как и сам закон.
Далее — упоминавшиеся ранее книжники (Мф. 2:4; 5:20; 7:29; 9:3). Греческое слово, переведенное как “книжник”, буквально означает “тот, кто пишет”. Первоначально обязанностью книжников было записывать важные события. К новозаветному времени их обязанность состояла в переписывании Ветхого Завета. Они слыли знатоками закона, и иногда их называли “законники” или “законоучители” (Лк. 7:30; 11:45, 46, 52). Они были специалистами не в гражданском законе, а в религиозном. Многие книжники были фарисеями.
Затем синедрион. Синедрион был иудейским “Верховным судом”. “Синедрион” (Мф. 26:59; Мк. 15:43; Лк. 22:66) — это транслитерированное греческое слово, которое в Современном Переводе переводится как “совет”. Впервые в истории синедрион появился около 200 г. до н.э. как орган, отвечавший за урегулирование внутренних дел иудеев. Традиционно синедрион состоял из семидесяти членов — плюс председательствовавший на нем первосвященник. Большинство его членов были саддукеи, но в нем было также и сильное меньшинство фарисеев.
Для всех вышеупомянутых влиятельных иудеев было важно сохранить статус-кво своего положения и власти. Поэтому они стали самыми ярыми врагами Иисуса.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕКТАНТСТВА
Тема иудейских сект в дни Иисуса достаточно важна, чтобы посвятить ей целый раздел. Большинство этих сект имели не только религиозные интересы, но также и культурнополитические.
Фарисеи
Слово “фарисей” происходит от еврейского глагола со значением “отделять”. Некоторые думают, что эта секта возникла в тот период, когда во время правления Селевкидов на иудеев оказывалось давление с целью принятия ими греческой культуры. Первоначально фарисеи сочетали патриотизм с приверженностью религии. Ко времени Иисуса они выродились в секту, характеризующуюся самодовольством и формализмом (Мф. 23:1-36). Они были малочисленны, но популярны среди народа и поэтому имели значительное влияние. Невдохновенные “предания старцев” (Мк. 7:3) они фактически считали такими же обязательными, как и сам закон Моисея. Когда Иисус отверг эти предания (Мф. 15:1-14), фарисеи превратились в Его злейших врагов.
Саддукеи
Название “саддукей”, как полагают, происходит от Садока, родоначальника династии первосвященников при Соломоне (3 Цар. 1:32, 34, 38, 45; см. Иез. 40:46; 44:15). Все первосвященники со времени Ирода Великого до падения Иерусалима были саддукеями. Это были богатые аристократы, многие из которых служили священниками. Некоторые считают, что саддукеи появились приблизительно в то же время, что и фарисеи. Они приняли греческий образ жизни. Их готовность сотрудничать со всеми, кто стоял у власти, сделала их политической силой. Приняв греческую философию, они отвергали концепции воскресения и жизни после смерти (Мк. 12:18; Деян. 23:6-8). Они возненавидели Иисуса за то, что Он угрожал их авторитету.
Другие секты
В Евангелиях упоминаются и другие секты. Одна из них — иродиане (Мф. 22:16; Мк. 3:6; 12:13; см. Мк. 8:15), политически активная группа, стремившаяся возвести представителя клана Иродов на престол, воцарив его над всей Палестиной.
Зилоты были группой иудейских мятежников, ставившей своей целью вооруженное свержение Рима. Один из них, Симон, стал апостолом (Мф. 10:4; Мк. 3:18; Лк. 6:15).
Из светской истории мы знаем, что существовала еще одна религиозная группа — ессеи. Это были отделившие себя от общества религиозные экстремисты. (Возможно, они возникли внутри секты фарисеев). Некоторые думают, что кумранская община (источник знаменитых “Свитков Мертвого моря”) была связана с ессеями. Названия “ессеи” в Библии нет. Я упоминаю эту группу только лишь для того, чтобы отвергнуть пресловутое утверждение о том, что Иоанн Креститель либо был ессеем, либо перенял от них свое учение и практику. Нет никаких свидетельств, которые бы подтверждали это заявление, и очень много доказывающих обратное.
МЕССИАНСКИЕ ОЖИДАНИЯ
Где-то в начале этого урока я говорил, что иудеи с нетерпением ждали прихода Божьего Мессии. В уроке по Евангелию от Матфея я пояснял:
«“Мессия” — это еврейское слово, означающее “помазанник”. Его греческий эквивалент — “Христос” (Ин. 1:41). Помазывали священников и других при поставлении на служение... но когда иудей слышал выражение “Божий помазанник”, он связывал его с царем» (1 Цар. 10:1; 24:6; Пс. 2:2, 6).
Ранее в уроке я также выразил мысль, что к тому времени, когда Иисус, наконец, пришел, ожидание Мессии достигло чрезвычайно высокого накала. Это видно из того волнения, в которое пришли Симеон и Анна, приветствовавшие младенца Иисуса в храме (Лк. 2:25-38). Симеон хотел видеть “Христа Господнего” (Лк. 2:26). Анна рассказывала об Иисусе “всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме” (Лк. 2:38). Когда Иоанн Креститель начал свою работу, “народ был в ожидании и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он” (Лк. 3:15). Даже самаряне верили, что “придет Мессия, то есть Христос” (Ин. 4:25). Об Иосифе Аримафейском говорится, что это был человек, “ожидавший также Царства Божьего” (Лк. 23:51). Страстное ожидание всего народа можно увидеть в попытке людей сделать Иисуса Царем (Ин. 6:15) и в том ажиотаже, который сопровождал Его триумфальный вход в Иерусалим (Ин. 12:13).
Приход Мессии наверняка был популярной темой разговоров. Детали Его жизни были известны: Он должен быть потомком Давида (Мф. 22:42); Он должен родиться в Вифлееме (Мф. 2:5, 6; Ин. 7:42). Разговоры о Мессии сопровождались рассуждениями о Его предтече (см. Ин. 1:21; Мф. 16:14). Несомненно, появлялись лжемессии, возбуждавшие народные чаяния.
Учитывая все это нетерпение, трудно понять слова Иоанна: “Пришел к Своим, и Свои Его не приняли” (Ин. 1:11). Отвержение Иисуса иудеями в целом и лидерами иудеев в частности — важная тема в Новом Завете (Мф. 21:42; Мк. 12:10; Лк. 17:25; Деян. 4:11; 1 Пет. 2:4, 7). Почему Иисуса не признали долгожданным Мессией?
По существу, Его не приняли из-за того, что у иудеев было предвзятое представление о Мессии, в которое Иисус не вписывался. Ветхий Завет учил, что Мессия будет посланным Богом Царем (Ис. 9:6, 7) из царского рода Давида (Пс. 88:4, 5). Но Ветхий Завет также учил, что Мессия будет Рабом скорбей (Пс. 21:2-22; Ис. 53:1-12), однако пророчества такого порядка большинством игнорировались. Иудеи четко уяснили себе, что им нужен сильный политический и военный лидер, который разбил бы римлян и восстановил царство Израиля в пределах царств Давида и Соломона. Тот же Христос, который сказал: “Царство Мое не от мира сего” (Ин. 18:36), им был не нужен. Иисус просто не вмещался в тот образ Мессии, который создал Его народ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно было бы привести другие подробности жизни в дни Иисуса — включая будни средней иудейской семьи, — но об этом в другой раз.
Давайте завершим наш обзор мира, в который пришел Иисус, пророчеством, что Мессия должен был взойти, “как росток из сухой земли” (Ис. 53:2). Бог все приготовил к Его приходу (Гал. 4:4), но сердца людей были все еще, как сухая, запекшаяся земля. Из такой вот неприветливой среды и должен был “взойти” Христос. Но в конечном итоге религии Иисуса предстояло вырасти и распространиться по всему миру.