Чтобы понять, чего это я, живущий в Центральном Черноземье, вдруг интересуюсь проблемами далёких деревень Архангельской области, небольшая предыстория.
Итак, лето 2015 года и я впервые так далеко забрался на Русский Север. В составе этнографической экспедиции в качестве фотографа я двигаюсь по так называемому Плесецкому тракту. Полный восторг от природы, чистого воздуха, поморской еды и памятников русского деревянного зодчества. И вот очередной фотостоп.
Ссылки на некоторые статьи по итогам той поездки вы найдете внизу страницы. Искренне рекомендую к прочтению!
К тому моменту, я пока ещё не встречал таких огромных деревянных мостов и просто очарован им. По разным данным в сети, его длина то ли 117, то ли 126 метров. В общем, огромный, красивый, хоть и немного покосившийся от времени.
Прошло 4 года и вновь судьба занесла меня на берега Кены. И снова я не мог проехать мимо такой красоты. Но в августе 2019 года я заметил, что мост за это время уже сильно накренился. Сначала даже как-то страшновато было на него заходить, но потом с той стороны приехала женщина на велосипеде.
Она немного смутилась от того, что я и мои товарищи начали её фотографировать. Но я поздоровался и извинился, пообещав, что крупных портретов никто публиковать не будет. Просто фигурка человека хорошо передает масштаб всего сооружения.
Она улыбнулась и мы разговорились. Ну, и конечно, я не мог не отметить, что мост уже совсем плохой и как это она не боится по нему ездить.
Тут их называют "быками". Их конструктивную основу составляют рубленые ряжи - "городни" с системой внутренних «карманов» для наполнения камнями. Дно реки каменистое, поэтому обычные сваи тут не забить. Мосты подобной конструкции возводили ещё во времена Киевской Руси.
Но, кажется, мы немного отвлеклись. Женщина сказала, что страшно ей или не страшно, но другого выхода всё равно нет. На том берегу расположены несколько деревень, к которым другого подъезда, кроме этого моста, просто не существует.
Случись что, и по нему надо будет ехать машине скорой помощи и пожарной машине. Или не ехать. Ведь мост в любой момент может обрушиться. Но что тогда делать людям?
Ну как же, говорю, тут же рядом Кенозерский национальный парк (они спасают памятники деревянной архитектуры), нужно срочно куда-то писать и звонить, пока не случилась трагедия. Женщина горько улыбнулась, сказала: "Да пишем мы, а толку-то?" и медленно покатила по раскисшей грунтовке.
И вот на днях я разгребал свой фотоархив и вспомнил эту историю. Залез в интернет и в ВК-группе одной из деревень Кеноречья нашёл настоящую хронику противостояния жителей с органами власти. Как местной, так и федеральной.
К слову, накануне, в деревне Саминский погост Вологодской области я своими глазами видел как тяжёлый грузовик-лесовоз чихать хотел на запрещающие знаки и, не притормаживая, "пролетел" по мосту через реку.
Вот таким же образом до конца "ушатали" и без того аварийный мост через Кену в Измайловском. Там и знак-то о запрете автомобильного движения повесили только в 2017 году. В ответ на жалобы местных и вместо ремонта.
После кучи писем во все возможные инстанции, власти, наконец, пообещали жителям сделать проектную документацию на ремонтно-восстановительные работы. Снести старый и построить новый мост нельзя, так как с 1998 года он входит в список памятников истории и культуры Архангельской области.
Суть да дело, к 2018 году проектировщики насчитали, что на ремонт надо 22 миллиона рублей, но откуда их взять, увы, не написали. И снова дело встало мертвым грузом. Жители опять начали бомбардировать ГИБДД, Минкульт, дорожников, депутатов, губернатора, Путина и всех, кого только можно, жалобами. И вот в ноябре 2019 года администрация Плесецкого района дала ответ, что на 2020 год запланированы работы по капитальному ремонту моста.
Казалось бы, счастье близко. Неужто добились своего?! Вижу, что последнее сообщение в обсуждении датируется декабрем 2019-го, и надеясь, что работы к настоящему моменту уже проведены (ведь зима и конец 2020-го близко), на всякий случай пишу одному из местных активистов. Спрашиваю какие новости. В ответ получаю:
Здравствуйте, Андрей. Работы не начались и на мой запрос о его начале (№74 от 16.07.20 ) в администрацию МО Плесецкое, ответа не получил. Мост "закрыт" для движения автотранспорта (поставлен знак), но местным деваться некуда - ездят на свой страх и риск, пока кто нибудь не убьётся. Написал только что и.о. губернатора Архангельской области Цыбульскому. Может перед своими выборами (13.09.20) соизволят отписку очередную (за 5 лет ) нам дать.
Такие вот дела на Русском Севере. Безнадёга и тлен.
Читайте также:
- Русский Север: Ошевенский и Плесецкий тракты
- Онежский мираж или как живут в отдаленных селах Архангельской области