Снова и снова мысленно возвращаюсь я на Русский Север. Не знаю, может ли этот суровый край кого-то оставить равнодушным, но меня он буквально зацепил за живое. Я снова залез в свой фотоархив и сегодня расскажу о том, что можно увидеть на двух старинных трактах — Ошевенском и Плесецком.
Посмотрим памятники деревянного зодчества, полюбуемся красотой северных пейзажей и увидим скромный быт местных жителей. Кроме того, поверхностно ознакомимся с традиционной северной кухней, поэтому убедительно рекомендую читать этот пост на сытый желудок.
Архангельская область, поэтому традиционно никакого асфальта. Ошевенский тракт, как следует из названия, ведет из Каргополя к Ошевенску. Каргополь — это старинный и довольно крупный по северным меркам город, о котором я тоже как-нибудь расскажу, а вот Ошевенск, не смотря на такое громкое название, это не город, а куст деревенек, объединенных общим названием Ошевенское. Но исторически как-то так сложилось, что буквы "ое" в конце все местные отбрасывают. Очевидно, для краткости и масштаба.
В Погосте (одна из деревенек Ошевенска) у нашей этнографической экспедиции "Вкусы Русского Севера" была одна из важнейших целей. Нас ждали в гости две гостеприимные хозяюшки, не по наслышке знающие традиции каргопольской кухни, а так же щедрый обед, приготовленный ими в русской печке.
В одной из изб (первая справа от Богоявленской церкви с титульного фото) они встречают и до отвала кормят проезжих путешественников своей замечательной стряпней, да развлекают рассказами о том, как здесь жилось раньше.
Снимать все блюда, которые для нас приготовили, я не стал. Это было бы не гуманно по отношению к читателю, кроме того, голод не тётка, да и другие экспедиционеры уже тоже не могут дождаться, когда можно будет приступить к трапезе.
В общем, просто перечислю основные блюда: щи на косточке, запеченная рисовая каша, пшенная каша – обе выварены на густом молоке, яичница, домашний творог, похожий на сыр, рыбник со щукой, пойманной, как нас уверили, на серебряный крючок, домашний хлеб из печи, сметанники (коржи из пшеничной муки, сахара и сметаны), из напитков – настойка на крыжовнике и изюме без дрожжей и сахара, такая же настойка с медом и клюквой + вино на красной смородине. Ну и, пожалуй, добавлю еще сверху чая, открытых пирогов с клюквой и ватрушек.
С трудом вылезши из-за столь обильного стола и попрощавшись с хозяйками, пошли осмотреть упомянутую выше Богоявленскую церковь (1787 г.). Попасть внутрь не получилось, а современная металлическая дверь вызвала неслабый когнитивный диссонанс. Но тем не менее, даже такая защита не уберегла церковь от двух краж, случившихся осенью 2014 года. Преступники подъехали на машине прямо к храму, взломали окно, перекусили железную решётку и вынесли 20 древних икон.
Как и в Саунино, колокольня Богоявленской церкви стоит отдельно от храма.
Центром Ошевенска является деревня Ширяиха. Очень неожиданно было увидеть там парочку каменных купеческих особняков, которые сейчас заняты различными учреждениями. Рядом с одним их них (см. фото) виднеется зеленая изба. Это гостевой дом при музее. Так что при желании в Ошевенске можно остановиться на ночлег.
Но у нас впереди еще дальняя дорога, поэтому подкупив необходимого в местном "магазине смешанных товаров", мы отправляемся дальше.
Но не успеваем отъехать, как снова останавливаемся у стен Александро-Ошевенского монастыря. Это единственный из хоть как-то сохранившихся монастырей в Каргопольской округе.
Был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479, в миру — Алексей, в юношеском возрасте он принял пострижение в Кирилло-Белозерском монастыре). По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Людей на территория монастыря мы не встретили, да и по рассказам живет там только один иеромонах Киприан. На нижнем фото собор Успения Пресвятой Богородицы, 1707 г. — главный храм монастыря. Когда-то это был большой двухэтажный храм с шестью приделами. На текущий момент, как видите, это руины. В конце восьмидесятых приехали реставраторы, разобрали на храме текущую крышу, но в результате уехали и оставили храм погибать без крыши вообще.
Да, пока не двинулись дальше… В деревне Поздышевская есть камень-следовик с отпечатком ноги с очень длинным ногтем на большом пальце. По легенде, сей след остался от того самого Александра Ошевенского и если приложиться больным местом к камню, то всё пройдет. Говорят, этот валун как-то хотели срыть бульдозером, но только поломали ковш.
Ну, а теперь по машинам и дальше в путь. Пересекаем по деревянному мосту речку Чурьега, вдоль русла которой и раскинулся Ошевенск.
На ходу замечаю занятную часовенку и снимаю ее из окна автомобиля.
Выехав на Плесецкий тракт, следующую остановку сделали в деревне Шелоховская. Она же Архангело. На Севере вообще большая путаница с официальными и неофициальными названиями. Здесь нас интересуют две церкви — Архангела Михаила (1715) и Сретенская (1803), составляющий общий храмовый комплекс. Когда-то здесь была и колокольня, но до наших дней не дожила. Церковь Михаила Архангела считается уникальной, так как это единственный сохранившийся храм с "кубоватой" кровлей на Верхней Онеге.
Нам удалось попасть и внутрь храма. На фото так называемые "небеса". Это такая конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды, характерная для деревянной архитектуры храмов Русского Севера. Поскольку протопить зимой весь объем деревянного храма, продуваемого северными ветрами невозможно, церкви строили высокими, но при этом делали перекрытие потолка на высоте нескольких метров. Естественно, потом его расписывали.
Всю поездку я дивился вопросом почему на Русском Севере почти не встречаются крашенные дома и почти все избы черные от времени? Однако же, вот и приятное исключение из правил.
Погода портится, вечереет, а нам еще прилично ехать. Переезжаем Онегу по платному понтонному мосту. Рядом видны опоры и т.н. "быки" когда-то начатого, но так и не достроенного полноценного моста.
Ну ничего, полноценный 117-метровый ряжевый мост мы увидим еще через несколько километров пути на реке Кена у деревни Измайловская. Невероятное сооружение, скажу я вам. На противоположном берегу мы заметили церковь Параскевы Пятницы (1805 г.) с отдельно стоящей колокольней. Подходить не стали, так как нужно было спешить к месту ночевки.
И вот, наконец, к хоть и белой, но поздней ночи мы прибываем в Вершинино и заселяемся в гостевые домики. Как вы знаете, в Вершинино расположен визит-центр Кенозерского национального парка. Но это уже совсем другая история.
Читайте также:
- Кенозерский национальный парк. Часть I
- Кенозерский национальный парк. Часть II
- Кенозерский национальный парк. Часть III
Не забывайте про дружеский лайк, репост и подписку. В том числе на мой телеграм-канал Фотоблог №1005001, там ежедневная порция красоты и вдохновения. В том числе и с координатами.