Найти в Дзене
Жизнь VS Кино

Кино о кино: "Положение вещей" В. Вендерса

Оглавление

В конце 70-х немецкий режиссёр Вим Вендерс, обладатель главного приза Канн, лауреат премии "Сезар", получил приглашение от известного американского режиссёра Френсиса Форда Копполы снять фильм в Голливуде. Вендерс, большой поклонник американского культуры и кино особенно, с радостью откликнулся. Так началось его "хождение по кругам голливудского ада".

Работа над фильма, получившего название "Хэммит", сопродюсером которого стал сам Коппола, тянулась мучительные 5 лет. Сценарий фильма в процессе съёмок переписывался множество раз. Отснятый материал неоднократно переснимался. Производство останавливалось. В одной из затянувшихся пауз Вендерс отправился в Португалию, чтобы отвезти своему другу режиссеру Раулю Руису кинопленку. Место съёмки фильма Руиса, полузаброшенный отель на берегу бескрайнего океана, вдохновило Вендерса настолько, что он тут же начал снимать – историю о проблемах, возникших в процессе киносъемки, с участием членов съемочной группы Р.Руиса. И за короткий период снял целый фильм "Положение вещей".

Кадр из фильма "Положение вещей"
Кадр из фильма "Положение вещей"

Положение вещей / Der Stand der Dinge (1982) реж. Вим Вендерс

Сначала мы видим кадры, перекликающиеся с фильмами раннего Стенли Кубрика "На берегу" и Роджера Кормена "День, когда Земле пришел конец". В них горстка спасшихся после ядерной катастрофы людей преодолевают токсичные пространства на пути к морю, символизирующему спасение. Но когда появляется море, оказывается, что всё это съемочная площадка, а спасшиеся в катастрофе - актёры. А еще, что плёнки осталось на один кадр, деньги на фильм закончились, а продюсер пропал.

Брошенная на краю Европы съёмочная группа в ожидании решения дальнейшей судьбы фильма предоставлена сама себе - Вендерс с дружелюбной иронией показывает фрагменты из жизни этих прекрасных чудаков. Режиссёр же отправляется в Америку на поиски продюсера. А фильм делает жанровый кульбит из фильма-катастрофы и производственной драмы в роуд муви и нуар, чтобы в лучших традициях гангстерского кино завершиться встречей и разборкой между двумя антагонистами, в данном случае режиссёра и продюсера, с последующей сценой убийства. Но сначала между ними происходит ключевой диалог.

Кадр из фильма "Положение вещей"
Кадр из фильма "Положение вещей"

В сцене этой встречи Вендерс фактически сводит счёты с Голливудом, выражая всё, что понял о нём за время своего там прибывания. Мутные деньги полукриминального происхождения, тотальный диктат продюсера во всём, начиная от состава съемочной группы до последней монтажной склейки, слепое воспроизведение шаблонов, жесткая ориентация на получение прибыли, подобие заводского контейнера, в котором нет места творчеству и искусству, и который беспощадно уничтожает всех, кто не приносит деньги. И никому не спастись от этого уничтожения - ни продюсеру, постоянно пребывающему под "прицелом" невидимой, но всемогущей денежной мафии, ни автору. (В конце своих голливудских мучений истерзанный ими Вендерс потерял к "Хэммиту" всякий интерес и безропотно согласился с любыми финальными правками. Конечную версию смонтировал Коппола. Окончательный вариант фильма не имел ничего общего с тем, что хотел делать Вендерс.)

"Нельзя снять фильм, в котором нет сказки, а сказка может быть только о смерти"- говорит продюсер режиссеру в финале "Положения вещей". И Вендерс бросает Голливуду дерзкий и ироничный вызов - делает смерть финалом своего фильма. Так его "европейское бесперспективное" кино становится сказкой соответствующей голливудским канонам. Но Голливуд согласно Вендерсу – это сказка с плохим концом.

Кадр из фильма "Положение вещей"
Кадр из фильма "Положение вещей"

Европа оценила силу художественного высказывания. Фильм попал в конкурс Венецианского кинофестиваля и Вендерс получил за него "Золотого льва". Ведь сама программа европейских кинофестивалей – это фильмы, сделанные горсткой авторов, чудом выживающих в эпицентре мировой чумы массовой культуры, которую и олицетворяет традиционный Голливуд. Море, которое должно спасти героев снимаемого в "Положении вещей" фильма, это искусство, творчество. Движение к ним по Вендерсу - это, в том числе, и способ выживания в токсичном мире.

Как и все фильмы Вендерса, "Положение вещей" неспешный, очень эстетский и синефильский фильм - в нём много киноцитат, реминисценций и размышлений о кино, необычных ракурсов съёмки, невероятной визуальной выразительности и красоты черно-белые кадры здесь соседствуют со снятыми в сепии, а в эпизодических, но концептуально важных ролях появляются легендарные режиссеры американского независимого кинематографа.

Читать о "Небо над Берлином", одном и лучших фильмов В.Вендерса

Понравилась статья? Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы читать ещё. Подписаться

Автор :@heynavidad t.me/zhiznkakkino