Лариса решила разработать целую войсковую операцию по «принуждению к миру» Елены Антоновой. И главной силой в этой операции должно было стать общественное мнение, вернее, общественные сведения. Одними из самых сведущих в городе людей всегда были маникюрши и парикмахерши. Они обслуживали как обычных женщин, так и не совсем обычных, поэтому они знали все или почти все.
Выяснив, кто из них является самой «модной», самой востребованной, Лариса записалась к ней на маникюр. На следующий день она еле дождалась Надежду.
- Ну, вот, мать, ты должна мне, как земля колхозу.
- И за что же это, позволь узнать, - улыбнулась Надежда.
- Позволю, позволю, не сомневайся! – заговорщически снизив голос, проговорила Лариса.
Они шли по коридору к своим кабинетам, где должен был быть первый урок.
- Видишь? - Лариса показала свежий маникюр.- Вчера сделала. Пришлось сидеть ждать, пока пройдут все, кто записался заранее.
В это время к ним подошли девочки.
- Надежда Ивановна, у нас урок в каком кабинете? – спросили они.
-Как обычно – в шестнадцатом, - ответила учительница.
Девчушки побежали, на ходу объявляя своим одноклассникам номер кабинета.
- Так вот, продолжила Лариса, я вчера была на маникюре у Раисы. Знаешь ведь, к ней ходит весь наш бомонд.
- Вот уж не знала, что ты относишься к представителям бомонда, - улыбнулась Надежда.
- Да подожди ты! – остановила ее подруга. – Послушай, что я узнала.
В это время прозвенел звонок, и учительницы разошлись по кабинетам. Начав урок, Надежда забыла о том, что говорила подруга, да она толком ничего и не сказала. На уроке говорили о любви. Девочки были активны, судьба несчастного Желткова из «Гранатового браслета» тронула их. Мальчики снисходительно слушали, иногда, когда учительница спрашивала их, отвечали, что не понимают главного героя: зачем нужно было умирать, ведь все равно ничего у него не могло быть с княгиней Шеиной? И вообще, отдавать жизнь просто потому, что тебя не любят, - это неумно. Другое дело – если любимой грозит смертельная опасность, тогда, конечно, можно и рискнуть для ее спасения, а так... Девчонки шикали на них, обвиняли в черствости и непонимании любви. Надежда слушала их и по-хорошему завидовала: у них все еще впереди, в будущем. И первая настоящая любовь, и первые разочарования и потери, и понимание любви не такое, как сейчас, в шестнадцать-семнадцать лет, и умение прощать и не прощать...
Надежда выслушала их, потом открыла книгу и прочитала: «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость».
- Вы знаете, что это слова генерала Аносова, одного из героев этого рассказа. Какие эпитеты использует автор для определения любви, любви настоящей, в понимании героя и автора? Ведь именно старый, умудренный жизненным опытом генерал является резонером, то есть героем, которому автор доверяет изложить его мысли.
Девочки стараются, называют эпитеты, а Надежда думает о том, что в последнее время не очень согласна с Куприным. Он утверждает, что «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Слова прекрасные, в чем-то правильные, но скорее всего, это в идеале, а жизнь далеко не идеальна... В этом утверждении совершенно нет места мыслям о детях, а ведь они должны быть рождены только в любви, и место в сердце они занимают не меньше, а может, даже больше. А пока девчонки грезят именно о такой любви - бескорыстной, самоотверженной, не ждущей награды...
После звонка на перемену к ней в кабинет залетела Лариса.
- Не могу ждать до конца уроков, - с порога заговорила она.- Так, ребята, пожалуйста, выходите в коридор, класс нужно проветрить! – поторапливала она учеников, не спешивших покинуть класс.
Подождав немного, пока выйдут все ученики, она снова начала:
- Так вот, к этой Раисе, ну, маникюрше, ходит заведующая ЗАГСом, она рассказала, какой цирк устроила там твоя Елена.
- Тоже сказала – моя! – воскликнула Надежда.
- Ну пусть наша, - не перебивай, а то перемена кончится, и опять я не расскажу всего. Так вот, она там рассказала, что беременна от твоего Саши, а сама живет с одним штабником, и детей заводить не собирается. Это он сам рассказывал в какой-то своей компании, в которой был муж другой клиентки. Так вот пока я ждала очереди, я все это слышала.
-Боже, как все запутано! – засмеялась Надежда, - прямо детективное расследование.
- Это еще не все. Сама Раиса говорила, что эта Елена тоже к ней ходит. Они почти подружки. Так вот Елена эта собиралась вернуть твоего Антонова себе. И когда поя очередь подошла, я ненавязчиво так, сказала, что знаю Елену, и Антонова знаю. А еще я сказала – только ты не волнуйся - что Антонов живет с прекрасной женщиной и что они уже ждут ребенка. Вот! – выдохнула Лариса.
- Какого ребенка? Ты с ума сошла?
- Надя, ну когда-нибудь ты же родишь ему ребенка?
- Зачем ты это сказала? Ведь теперь это пойдет по городу...
- Правильно! И дойдет до той самой Елены, а она Раисе поверит, что и требовалось в нашей операции.
- И что это изменит?
- А то, что она знает, что Антонов – порядочный человек и, значит, должен жениться на тебе. Что он и сделает совсем скоро! – заключила Лариса.
- Не нравится мне все это, - проговорила Надежда, - получается, что я заставляю его жениться на мне.
- Какая тебе разница? Главное – Елена отстанет от Саши, и он получит развод.
Прозвенел звонок, и в класс ворвались дети. Лариса ушла, а Надежда снова начала урок. Как все красиво и просто в литературе! Даже если не совсем просто, все равно красиво! Надежда должна убедить своих учеников в том, что писатель прав, говоря о любви в таком возвышенном тоне. Конечно, они вырастут и поймут, что жизнь не идет по написанному, у каждого будет свой путь, своя любовь. Но пусть сегодня они мечтают о такой любви, «о которой грезят все женщины» во все времена.