Найти в Дзене
С Богом по жизни

Совместная жизнь

Кто-то может сказать: “Зачем мне приходить на богослужения? Самое важное для меня — сохранять тесную связь со Христом. Я с таким же успехом могу поклоняться Господу на берегу реки, как и в церковном здании”. Однако Новый Завет учит, что Бог не задумывал в христианстве обособленности каждого его члена. Он задумал совместную жизнь в церкви нашего Господа. Сам факт того, что церковь является частью Божьего предвечного определения и плана (Еф. 3:10, 11), говорит нам, что Бог не хотел, чтобы Его дети были разрозненными христианами, каждый сам по себе. Он хотел, чтобы они были частью церкви (а греческое слово “церковь” означает собрание, община), где они могли бы жить вместе с другими христианами и где все бы сообща стремились исполнять Его волю. Кто говорит, что для христианина церковь необязательна, ставит этим под сомнение Божье установление! Одно из мест Нового Завета, где говорится о совместной жизни христиан — Деян. 2:22-47. В Деян. 2 повествуется о том, как Святой Дух сошёл на апостол
Оглавление

Кто-то может сказать: “Зачем мне приходить на богослужения? Самое важное для меня — сохранять тесную связь со Христом. Я с таким же успехом могу поклоняться Господу на берегу реки, как и в церковном здании”. Однако Новый Завет учит, что Бог не задумывал в христианстве обособленности каждого его члена. Он задумал совместную жизнь в церкви нашего Господа. Сам факт того, что церковь является частью Божьего предвечного определения и плана (Еф. 3:10, 11), говорит нам, что Бог не хотел, чтобы Его дети были разрозненными христианами, каждый сам по себе. Он хотел, чтобы они были частью церкви (а греческое слово “церковь” означает собрание, община), где они могли бы жить вместе с другими христианами и где все бы сообща стремились исполнять Его волю. Кто говорит, что для христианина церковь необязательна, ставит этим под сомнение Божье установление!

Одно из мест Нового Завета, где говорится о совместной жизни христиан — Деян. 2:22-47.

ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ЭТОЙ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

В Деян. 2 повествуется о том, как Святой Дух сошёл на апостолов в точном соответствии с обещанием Иисуса. Физическое проявление Святого Духа привлекло множество народа. Но некоторые из присутствовавших насмехались. Тогда Пётр встал и возразил, что происходящее не результат опьянения, а то, что предсказал пророк Иоиль. Это Бог послал Святого Духа вместе с такими проявлениями. Затем Пётр стал проповедовать (Деян. 2:22-36).

В первых словах своей проповеди Пётр определил её тему: “Иисус Назорей”. Пётр сказал, что Иисус совершал чудеса Божьей силой (ст. 22), что Его убили слушавшие Его люди (ст. 23, 36), что Он воскрес из мёртвых, как и было предсказано Писанием, и свидетелями этого воскресения были апостолы (ст. 24-32), и что Он вознёсся на небеса, сделавшись Господом и Христом (ст. 33-36).

Результат этой проповеди изложен в Деян. 2:37: “Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братья?»” Ясно, что они поверили словам Петра — что Иисус воскрес, был прославлен на небесах, и теперь Он Господь и Христос.

Затем мы читаем:

“Пётр же сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа»” (Деян. 2:38).

Таким образом, людям, уверовавшим в Иисуса, было сказано покаяться и креститься. Чтобы стать христианином, человек должен уверовать в Иисуса, покаяться в своих грехах и креститься для прощения грехов.

Далее мы видим реакцию народа на слова Петра (Деян. 2:39-41). “Охотно принявшие слово Его крестились”. Можно не сомневаться: крестившиеся получили обещанное — прощение грехов и Святого Духа! (Деян. 2:38). Но случилось ещё нечто: “И присоединилось в тот день душ около трёх тысяч” (Деян. 2:41). Присоединилось к чему? К церкви! Деян. 2:47 говорит: “Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви”. В Славянском Евангельском Обществе сказано: “А Господь прилагал к ним спасаемых каждый день” (см. также Восстановительный Перевод и Современный Перевод). Слово “церковь” в оригинале отсутствует, но суть от этого не меняется. В стихах 41 и 47 говорится об одной и той же группе людей, и эта группа — церковь. Фактически этот день можно считать днём начала существования церкви. (См. Деян. 11:15).

Какое отношение всё это имеет к нашей жизни? Самое прямое! С нами произошло то же самое: мы стали христианами! И стали мы ими точно так же! Мы услышали проповедь того же самого евангелия! Мы уверовали в то же самое! Мы исполнили те же самые повеления — покаяться и креститься! Все мы крестились тем же самым способом, с той же самой целью — это Павел называет “одним крещением” (см. Еф. 4:5). И все мы были приложены к той же самой церкви. Павел так говорит об этом:

“Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело: иудеи или эллины, рабы или свободные...” (1 Кор. 12:13).

Библейское совместное существование, библейское единство основывается на нашей вере в одно и то же, на одном и том же крещении и на присоединении к одной и той же церкви! Мы можем иметь такую общность, только если станем христианами по образцу, данному в Новом Завете, будучи прибавлены к одному телу, или церкви (Кол. 1:18), о которой говорит Новый Завет.

ОСОБЕННОСТИ ЭТОЙ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

В Деян. 2 описывается жизнь той ранней церкви (Деян. 2:42-47). Мы не ошибёмся, если скажем, что главная мысль этого отрывка выражена в стихе 44: “Все же верующие были вместе.” В чём же проявлялась их “совместность”?

Совместное пребывание в учении апостолов

Деян. 2:42 говорит, что присоединившиеся к церкви “постоянно пребывали в учении апостолов, в общении, и преломлении хлеба, и в молитвах”. Что предполагала фраза “постоянно пребывали в учении апостолов”?

Она наверняка предполагала, что новообращённые слушали, как апостолы проповедовали Слово Божье. Первые христиане находились в привилегированном положении: с ними были живые апостолы, которые учили их тому, в чём наставлял их Иисус (Мф. 28:18-20). Представьте, с каким нетерпением они каждый день собирались вокруг апостолов, страстно желая побольше узнать об Иисусе.

Но это не всё. Их интерес к апостольскому учению, вероятно, включал в себя самостоятельное изучение Писаний. Апостолы неустанно проповедовали, что Иисус исполнил ветхозаветные пророчества. Это были иудеи, знакомые с Ветхим Заветом и способные делать то, что позже делали верийцы, — разбирать “Писания, точно ли это так” (Деян. 17:11). И снова можно представить их сосредоточенно склонившимися над свитками Ветхого Завета, час за часом сравнивающими написанное с тем, что они услышали. И можете представить себе их восторг, когда они находят подтверждение тому, что Иисус — действительно обещанный Мессия!

Но и это ещё не всё. Постоянное пребывание в учении апостолов, практически наверняка, выливалось в решение следовать ему. Они знали, что через апостолов говорит Христос, и потому слова апостолов были так же авторитетны, как и слова Самого Христа. Они слушали апостолов не просто для того, чтобы что-то узнать, а чтобы открыть, каких действий ждёт от них Господь. А затем исполняли это!

Точно так же и в наши дни мы в церкви должны сообща пребывать в учении апостолов. Пребывать в этом учении — значит стремиться услышать то, чему учат апостолы. В определённом смысле мы, как и ранняя церковь, тоже имеем живых апостолов! Имеем в том смысле, что с нами их слова, записанные в Новом Завете, — живое и пребывающее вовек Слово Божье! (1 Пет. 1:23). Разве нам не следует так же, как и первым христианам, жадно и с напряжённым вниманием слушать проповедь этого Слова? Разве нам не следует присутствовать всегда, когда проповедуется или разбирается Божье Слово — будь то воскресное утреннее или вечернее богослужение, вечернее богослужение по будням или, возможно, евангельское собрание?

Разве всем нам не следует самим изучать Писания? Какую радость должно нам доставлять самостоятельное изучение Библии! Предаваясь такому, независимому, изучению Слова Божьего, мы не позволим сбить себя с пути и научимся отличать истину от заблуждения.

Кроме того, пребывание в учении апостолов предполагает, что мы изо всех сил будем стараться делать то, чему учит Господь через апостолов (Иак. 1:22).

Совместное поклонение

В Деян. 2:42 говорится о нескольких составляющих богослужения. “Учение апостолов” включает в себя проповедь Слова в собрании. “Преломление хлеба”, наверное, означает Господню вечерю. “Молитвы” — это, вероятно, молитвы перед всем собранием. “Общение” может означать пожертвование как часть богослужения. И в конце этого отрывка упоминается само поклонение (ст. 47). Лука говорит, что ученики “хвалили Бога”.

Чтобы быть христианами, мы должны поклоняться вместе! В нашем совместном богослужении в первый день недели мы вкушаем Господню вечерю и жертвуем из того, что заработали, преподаём и изучаем Божье Слово, поём и молимся. Это требует, чтобы мы собирались вместе, как минимум, раз в неделю. Сверх этого частота наших встреч является вопросом суждения и определяется каждой общиной самостоятельно. Как мы видим, церковь в Иерусалиме собиралась ежедневно. Наш текст говорит, что они “каждый день” все вместе собирались в храме (Деян. 2:46). В моём понимании, они “пребывали в храме” в том смысле, что собирались в окрестностях храма, чтобы поклоняться не как иудеи, а как христиане. Однако важно отметить, что они пребывали там единодушно, то есть все вместе, собираясь для поклонения и назидания каждый день.

Для нас это означает, что церковь должна собираться вместе для поклонения и наставления регулярно — в первый день недели плюс в любое другое время, по нашему рассуждению. Но если требуется, чтобы церковь собиралась вместе, то это значит, что каждый христианин обязан присутствовать, по возможности, на каждом собрании. В Послании к евреям об этом говорится так:

«Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:24, 25).

Человек не может быть христианином без церкви, к которой Господь прилагает его, когда он становится христианином. И человек не может считать себя частью церкви — собрания — если он не собирается с церковью! Во время поклонения церковь переживает некоторые из самых значимых моментов общности, и каждый христианин должен присутствовать в церкви, чтобы прочувствовать эту общность.

Совместная забота друг о друге, или благотворительность

Рассказ о том, как члены ранней церкви заботились друг о друге, впечатляет. Мы читаем:

“Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого” (Деян. 2:44, 45; см. также 4:32-35).

Согласно Новому Завету, церковная благотворительность не должна ограничиваться только помощью братьям-христианам, но это первейшая обязанность церкви (Гал. 6:10). Когда наша любовь побуждает нас заботиться друг о друге, тогда мы истинно ученики Христа (Ин. 13:35).

Всегда приятно видеть церковь на высоте положения, когда у кого-то из её членов случается беда. Случилась в семье неожиданная смерть, и церковь уже тут — даже прежде, чем её попросят, — с продуктами, дружеским участием и утешением. Кто-то пострадал в автомобильной аварии, и церковь уже тут — сидит у постели травмированного всю ночь напролёт, молится о семье, утешает, делает всё необходимое. Член церкви ложится в больницу на операцию, и церковь уже тут — навещает его, приносит продукты, посылает цветы и открытки, звонит по телефону. Люди теряют своё имущество в пожаре, и церковь уже тут — быстро собирает деньги и одежду, мебель и бытовые приборы, предоставляет временное жильё, находит способы снова поставить семью на ноги. Христиане переезжают в Америку из другой страны, оставив позади всё своё мирское добро, и церковь уже тут — помогает им найти работу и купить дом, предоставляет единовременную и долговременную помощь, пока семья иммигрантов не обустроится на новом месте. Я видел это своими глазами! Это церковная общность в наилучшем её проявлении!

Совместное общение

В Деяниях говорится:

“Все же верующие были вместе и имели всё общее... И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца” (Деян. 2:44, 46).

Они были вместе не только в окрестностях храма для “совместного поклонения”, но также “преломляли по домам хлеб”. Это “преломление хлеба” отличается от “преломления хлеба” в стихе 42. Стих 42 указывает на поклонение и, вероятно, означает причастие. Стих 46 подразумевает общение и, должно быть, указывает на совместную трапезу в домах друг у друга. Главное, что вместе они были каждый день, а не только по воскресеньям; они собирались по домам, а не только там, где проводились публичные собрания; и они встречались для общения, а не только для поклонения.

Если уж говорить о какой-либо особенности новозаветной церкви, которой мы пренебрегаем, так это совместное общение. Нам, похоже, кажется, что если мы собираемся вместе в церковном здании на воскресное богослужение, то это всё, что нам нужно, чтобы почувствовать нечто вроде общности, которая от нас требуется. А вот новозаветные христиане собирались ежедневно. Особенно следует помнить, что они ели вместе. Надо сказать, что совместные трапезы были такой регулярной и такой важной частью их христианской жизни, что отлучение христианина-отступника от общения предполагало, в частности, отказ есть вместе с ним (1 Кор. 5:11).

Быть вместе вне обычных часов, отведённых для поклонения... посещать друг друга по домам... есть вместе... всё это и признак нашего единства и причина для него. Нам непременно нужно приложить всё старание, чтобы возродить эту новозаветную практику!

Единство духа

Лука говорит нам, что они “принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа” (Деян. 2:46, 47). Они проявляли одинаковые чувства — радость и великодушие. В церкви эти чувства должны всегда проявлять все члены. Тогда церковь будет привлекать к себе больше и больше людей. Сейчас, как и тогда, если мы будем демонстрировать радость и великодушие, церковь будет находиться “в любви у всего народа”. А если мы всегда будем жаловаться и ссориться, то, вместо того чтобы привлечь людей к общению с нами, мы оттолкнём их. Наше настроение, как индивидуальное, так и коллективное, имеет решающее значение в том, как другие видят нас.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТОЙ СОВМЕСТНОЙ ЖИЗНИ

Прочитаем ещё раз Деян. 2:46, 47. Ученики находились “в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви”. Церковь росла каждый день!

Несомненно, этому способствовала, хотя бы частично, их совместная церковная жизнь. Тогда, как и теперь, человеку плохо было одному! Поэтому люди всегда искали место, где они могли бы любить и быть любимыми. Видя эту общность в церкви, они хотели стать её частью. Итак, когда члены церкви распространяли добрую весть о Христе и проповедовали евангелие другим, их друзья и соседи повиновались евангелию, получали спасение и прилагались к церкви. И они тянулись к церкви и с благосклонным вниманием воспринимали её весть, потому что видели совместную жизнь её членов.

Сегодня мы живём в мире, в котором массы людей стали изгоями общества... в котором они чувствуют, что на них смотрят только как на статистические единицы... в котором преобладает одиночество. В таком мире люди ищут, где бы они могли найти настоящее общение! Они обратятся, и церковь будет расти! Возможно, одна из причин, почему церковь не растёт так, как нам бы хотелось, заключается в том, что мы не демонстрируем миру такое общение, какое люди I века видели в Христовой церкви.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

“Всё общее” в нашем современном мире остаётся ускользающим идеалом. Но в церкви это становится реальностью. Когда наш Бог соединяет нас с Собой, Он также делает возможным, чтобы мы соединились друг с другом. Иоанн так говорит об этом:

“Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом...” (1 Ин. 1:7).

Реальное общение, или совместная жизнь, возможно только в Иисусе Христе и через Иисуса Христа, и искать его нужно только в Его церкви.

Христианство | С Богом по жизни | Дзен