Продолжаем серию публикацией статей о легендарных рок-гитаристах. В этой статье речь пойдёт о гитаристах-виртуозах инструментального шреда и неоклассик-метала.
Neoclassical rock/metal (неоклассический рок или метал) зародился в начале 80-х годов под влиянием классической музыки и скоростного метала, и зачастую представлял собой инструментальное соло-исполнение гитаристами-виртуозами композиций с фрагментами мировой классики (Людвига ван Бетховена, Никколо Паганини, Антонио Вивальди, Иоганна Себастьяна Баха, Эдварда Грига и др.) в формате тяжёлого рока или метала.
Позже, неоклассик-металлом стали называть исполнителей хард-н-хэви 80-90-х годов, которые пытались играть классическую музыку. В то время появилась мода на гитарный шреддинг (стиль игры с быстрыми гитарными соло). А родоначальником неоклассического рока (метала), согласно англоязычной википедии, музыкальные критики считают гитариста Ричи Блэкмора, объединившим элементы хард-рока, джаза и классики в своей скоростной, виртуозной игре на электрогитаре. Одним из первооткрывателей шреда считают талантливого американского гитариста Эдди Ван Халена (почитателя Блэкмора), который в дебютном альбоме группы Van Halen 1978 года, исполнил гитарное соло в инструментальной композиции "Eruption", в новаторской технике постукивания (двуручного тэппинга), позволяющую быстро играть двумя руками на грифе гитары.
За ними появилась целая плеяда супер-техничных шред-гитаристов-виртуозов, во главе с шведским гитаристом-виртуозом Ингви Мальмстиным (главным популяризатором неоклассического рока-метала), использующих различные приемы игры, со своим индивидуальным почерком. Каждый музыкант имел свои предпочтения в выборе гитарных инструментов, о чем будет сказано ниже. Но несомненно, что без Блэкмора не было бы Эдди Ван Халена и Ингви Мальмстина.
Чтобы не возникало вопросов, сообщаю, что нумерация исполнителей в статье не является их рейтингом.
Итак, предлагаю своим читателям обзор (с видеоклипами) первой 10-ки лучших и успешных (на мой взгляд) легендарных гитаристов-виртуозов инструментального шреда и неоклассик-метала, сольные партии которых считаются лучшими в своём стиле.
1. Ritchie Blackmore – британский гитарист-виртуоз, со своими быстрыми и техничными гитарными рифами и пронзительными соло, был один из пионеров стилей хард-рок и хард-н-хэви. Сверхбыстрые композиции "Fireball" и "Highway Star" были прологом к шреду, а исполненный фрагмент Гершвина в "Burn", относят к неоклассик-металу.
Блэкмор всегда любил мелодичность и гармонии классической музыки. Ещё в детстве Ричи, поклонник академической музыки Баха, Грига и Бетховена, обучался классической гитаре, также брал уроки игры на электрогитаре у известного английского музыканта Джима Салливана, а позже обучался игре на виолончели у музыкантов группы Electric Light Orchestra. Влияние на своё творчество Ричи признавал гитаристов: Дуэйна Эдди, Хэнка Марвина, Джими Хендрикса и Джеффа Бэка. Будучи одним из основателей Deep Purple в 1968 году, он активно экспериментировал с прогрессив-симфо-роком, вместе с клавишником группы Джоном Лордом, также большим поклонником Баха. Кульминацией стал концертный альбом Concerto for Group and Orchestra, исполненный группой с филармоническим оркестром в Ройал Алберт-холле в 1969 году. В дальнейшем (в 70-е, 80-е и 90-е) Блэкмор неоднократно использовал гитарные импровизации на классические темы в своём творчестве, как в составе Deep Purple, так и в своей созданной группе Rainbow, в музыке которой прослеживаются элементы средневекового стиля барокко. Ричи Блэкмор, по прозвищу "человек в чёрном", состоит в списке величайших и самых влиятельных рок-гитаристов всех времён. Он предпочитал играть в начальный период на гитаре Gibson ES-335, а с 70-х годов перешёл на Fender Stratocaster (подаренный Эриком Клэптоном).
Позже в 1997 году Ричи Блэкмор, вместе со своей будущей женой Кэндис Найт, создал фолк-рок дуэт Blackmore’s Night, играя акустическую музыку в стиле эпохи Возрождения и нео-ренессанса с кельтскими мотивами, но это уже другая история.
Ritchie Blackmore - Burn Solo (1974)
Ritchie Blackmore's Rainbow - Still I'm Sad (1975)
Ritchie Blackmore - Difficult to Cure (Beethoven's Ninth ode an die freude) 1981
Ritchie Blackmore's Rainbow - Vielleicht Das Nachste Mal (Maybe Next Time)
Ritchie Blackmore - Land of Hope and Glory Live (1997)
Ritchie Blackmore Amazing Electric Guitar Solo 2011
2. Yngwie Malmsteen – шведский гитарист-виртуоз, главный исполнитель скоростного шреддинга и один из пионеров инструментального неоклассик-метала, начал играть на гитаре с раннего детства. Среди основных его кумиров были классические музыканты (Никколо Паганини, Иоганн Себастьян Бах) и гитарист Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow), который оказал большое влияние на манеру его игры. Показателен альбом Inspiration 1996 года, где он делал каверы на свою любимую гитарную рок-классику (в том числе Ричи Блэкмора). В 80-е Ингви предпочитал гитары Fender Stratocaster, выступая в группах: Steeler, Alcatrazz, Powerhouse, Rising Force и др, где частенько использовал гитарные импровизации на классические темы. Самый известным его сольным альбомом был Trilogy 1986 года, а позже в 1998 году выпускает альбом классической музыки Concerto Suite for Electric Guitar. Как соло-гитарист виртуоз, Мальмстин принимал участие в концертных турах проекта Джо Сатриани G3 (ведущих рок-гитаристов).
Yngwie Malmsteen - Alcatrazz (Live Evil Eye)
Yngwie Malmsteen - Baroque And Roll
Yngwie Malmsteen - Black Star
Alcatrazz with Yngwie - Evil Eye - 28 January 1984
Yngwie Malmsteen - Trilogy Suite Op: 5
Yngwie Malmsteen - Far Beyond The Sun
Yngwie Malmsteen - Paganini 4th violin concerto
3. Uli Jon Roth - германский хард-н-хэви гитарист начинал играть в группах Scorpions и Electric Sun в 70-е и 80-е годы. Ули являлся одним из пионеров гитарных стилей shredding и dive bomb. В это время он играл на Sky Guitar, изготовленных по личному заказу. В дальнейшем посвятил свою сольную карьеру исполнению инструментального неоклассик-метала. Также принимал участие в концертных турах проекта G3 (ведущих рок-гитаристов).
Uli Jon Roth-Cry Of The Night
Uli Jon Roth - Sky Overture
4. Joe Satriani - американский гитарист-виртуоз, главный исполнитель инструментального прогрессив-метала. Влияние на его творчество оказали гитаристы: Джими Хендрикс, Брайан Мэй, Эрик Клэптон, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и Джефф Бек.
Кроме своей успешной сольной карьеры, известен как сессионный гитарист, игравший с Миком Джаггером, Deep Purple, Chickenfoot ..., а также учитель знаменитых гитаристов (Стив Вай, Алекс Сколник, Кирк Хаммет и многих других). В то время он предпочитал играть на японских гитарах Ibanez's JS Series. Самый главный свой концертный проект G3 (ведущих рок-гитаристов) Джо Сатриани создал в 1996 году.
Joe Satriani - Always With Me, Always With You
Joe Satriani - Rubina
Joe Satriani - Satch Boogie
5. Steve Vai - американский гитарист-виртуоз (ученик Джо Сатриани), ведущий исполнитель инструментального прогрессив-метала. Влияние на его творчество оказали гитаристы: Джими Хендрикс, Джимми Пейдж, Брайан Мэй, Ричи Блэкмор, Джефф Бек.
Стив Вэй играл в группах: Frank Zappa, Alcatrazz, Whitesnake, David Lee Roth и др. В то время он предпочитал играть на японских гитарах series Ibanez JEM. Также, как соведущий, он принимал участие в концертных турах проекта G3 (ведущих рок-гитаристов).
Steve Vai - For The Love Of God
Steve Vai - Taurus Bulba
Steve Vai - Blue Powder
Steve Vai, Brian May & Joe Satriani - Liberty - Live At Sevilla 1991
6. Tony MacAlpine - американский гитарист-виртуоз с классическим музыкальным образованием, ведущий исполнитель инструментального прогрессив и неоклассик-метала (любитель Шопена). Тони предпочитал играть на гитарах Kramer. Тони Макалпин кроме успешной сольной карьеры участвовал в ряде проектах как сессионный музыкант, а также принимал участие в концертных турах проекта G3 (ведущих рок-гитаристов).
Tony MacAlpine - Combining tapping with sweeping - Neoclassical style
Tony MacAlpine and band - Tears of Sahara
7. Michael Romeo - американский гитарист-виртуоз, известен как основатель прог-метал группы Symphony X и ведущий исполнитель инструментального прогрессив и неоклассик-метала. Влияние на него оказали музыканты неоклассической техники и стиля Ричи Блэкмор, Рэнди Роадс, Ингви Мальмстин и Ули Джона Рот.
Майкл предпочитал играть на заказных гитара Caparison, а также ESP M-II Deluxe и Fender Stratocasters.
Michael Romeo: Sea of Lies
Michael Romeo - Fear The Unknown solo playthrough
8. Marty Friedman & Jason Becker - два американских гитариста-виртуоза, создавшие в 1986 году группу Cacophony, исполняющую смесь неоклассического метала со спид-металом. Через пару лет группа распалась из-за неизлечимой болезни Джейсона Беккера. А Марти Фридман продолжил творчество в составе трэш-метал-группы Megadeth, а затем сольно и в концертных турах проекта G3 (ведущих рок-гитаристов). Марти предпочитал играть на Ibanez guitars, а Джейсон на Moridira Hurricane и Peavey "Numbers".
Jason Becker - Air
Jason Becker - Paganini's 5th caprice Electric guitar
Jason Becker & Marty Friedman - Cacophony
Marty Friedman – Miracle
Marty Friedman performs "Undertow"
9. Michael Angelo Batio - американский гитарист-виртуоз с классическим музыкальным образованием, ведущий исполнитель инструментального прогрессив и неоклассик-метала. Майкл Энджело Батио известен, как изобретатель уникальной V-образной двойной гитары Double-Guitar, на которой он показывал соло-импровизации в стиле шреддинга. По опросам 2003 года, Батио был признан самым быстрым шред-гитаристом, опередив Ингви Мальмстина.
Speed Kills by Michael Angelo Batio
10. Paul Gilbert - американский гитарист-виртуоз, ведущий исполнитель инструментального прогрессив-метала. Пол Гилберт играл в группах Racer X, Mr. Big и др. Также принимал участие в концертных турах проекта G3 (ведущих рок-гитаристов). Влияние на него оказали гитаристы: Randy Rhoads, Eddie Van Halen, Yngwie Malmsteen, Tony Iommi Jimmy Page, Robin Trower, Ritchie Blackmore, Pat Travers, Gary Moore, Michael Schenker и др. Пол предпочитал играть на гитарах Ibanez PGM signature series.
Paul Gilbert Classical Riffs
Paul Gilbert Solo with Tabs
Paul Gilbert - Technical Difficulties
Некоторые гитаристы-виртуозы неоклассик-метала участвовали в концертном проекте Джо Сатриани G3.
В качестве бонуса смотрите постановочную дуэль Steve Vai vs Ralph Macchio Epic Guitar Battle
Среди известных отечественных исполнителей гитарного шреда и неоклассики следует упомянуть Виктора Зинчука, который сделал много аранжировок классической музыки: И. С. Баха, Н. Паганини, М. Глинки, Дж. Верди, Дж. Гершвина.
Легендарные соло-гитаристы ч.1 Классик-рок 60-70-х годов представлены в статье здесь.
Легендарные соло-гитаристы ч.2 Хард-рока 70-80-х годов представлены в сатье здесь.
Легендарные соло-гитаристы ч.3 Хэви-метал 80-90-х годов представлены в статье здесь.
Легендарные гитаристы-виртуозы ч.4.2 Неоклассик-метал представлены в статье здесь.
Легендарные гитаристы-виртуозы Проекта G3 ч.1 представлены здесь.
Легендарные гитаристы-виртуозы Проекта G3 ч.2 представлены здесь.
Про гитаристов-виртуозов инструментального Сёрф-рока 60-х читайте здесь.
Неоклассический метал является неотъемлемой частью прогрессив-метала, а также оказал влияние на развитие симфоник-метала и пауэр-метала, но это уже другие истории.
На этом я с вами не прощаюсь, берегите себя, продолжение следует…
Каталог (гид) статей канала Легенды Рока, в котором есть ссылки для быстрого поиска представлен здесь.
Свои замечания и предложения по данной статье, оставляйте в своих комментарии, по возможности буду дополнять материал. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. До новых встреч, с вами был Zabbelin.
Желающие, также могут поддержать мой канал здесь