Задержите этот звук! / Kono oto tomare! (2 сезона по 13 серий)
Повседневность, романтика, драма, музыка
Перед просмотром, как обычно, стоит представить себе, что школа – это отдельный мир и подростки функционируют в нём максимально независимо, иногда даже как будто сами по себе. А ещё нужно представить, что есть вещи, увлёкшись которыми, можно позабыть обо всем на свете. Такие нематериальные вещи, которым не жаль посвятить каждую минуту своей жизни.
Например, музыка и игра на музыкальных инструментах. В данном случае – на кото.
Кото – традиционный японский инструмент. Струнный, громоздкий, не слишком популярный даже на своей родине. Чем он может заинтересовать учеников, а тем более изначально далёких от музыки парней – на этот вопрос предстоит найти ответ в этом сериале.
Японцы вообще любят и умеют рассказывать о вещах и профессиях почти неизвестных, причем рассказывать так, что с каждой минутой об этом занятии хочется узнать как можно больше. И наблюдать, как люди стремятся достичь вершины в каком-то на первый взгляд не слишком значительном деле. Потому что как раз для них оно важное, возможно, единственное действительно важное на свете.
Это аниме – не исключение. Несмотря на романтику в жанрах, речь всё больше идёт про музыку, про отношение к ней, про то, как ей под силу связать незнакомых прежде людей и помочь им обрести цель в жизни.
И героев в этом сериале, соответственно, много, и главных – несколько.
Курата Такэдзо заинтересовался кото, поступив в старшую школу. Он был ужасно недоволен собой, потому что провалил экзамены в престижное место и теперь довольствовался посредственным учебным заведением. Когда на предоставление клубов он услышал игру девочки (игру далёкую от совершенства, не слишком умелую), что-то внутри него отозвалось на эти звуки.
Так он, несмотря на недоумение окружающих (не мужское это дело, играть на кото), присоединился к клубу. Спустя год все участницы выпустились, и Такэдзо пообещал им, что клуб во что бы то ни стало продолжит работать.
И своё обещание он сдержал.
Первым к клубу присоединяется Кудо Тика. На первый взгляд, совсем не подходящая фигура для такого лиричного занятия – парень, на которого все косятся и говорят: «тот самый, которого арестовали в прошлом году».
Он открывает дверь в клуб чуть ли не с ноги, как будто уверенный, что только его здесь и ждут. И тут же встревает в разборки с местными хулиганами: те считают, что кото – это ерунда.
Когда столкновение происходит второй раз, Такэдзо запрещает Кудо драться, потому что проблему не решить дракой. А сам он хочет просто защитить клуб:
– А ты чем лучше, врываешься а клуб и ведёшь себя как дома?
Между тем у Кудо своя история. Он заинтересовался кото, когда на третьем году средней школы переехал к деду. Родители устали от его хулиганских выходок, а дед остался фактически единственным человеком, кто продолжал верит в него.
А ещё дед занимался изготовлением этих самых кото.
– Твоя жизнь скучна, на твоём месте я бы прожил её в тысячу раз веселее.
– Ты только и делаешь, что возишься с инструментами.
– Такому сопляку не понять глубину и тонкость кото.
Кудо и не понял, но попробовал играть. А после смерти деда решил присоединиться к школьному клубу, чтобы во что бы то ни стало добиться успеха.
Ходзуки Сатова тоже хочет добиться успеха, но она – совсем другое дело. Её считают гением, её игру называют виртуозной, и раньше она принадлежала к одной из известнейших школ кото.
Однако иногда быть гением – недостаточно. Личные переживания заставили Сатова сыграть на официальном выступлении не ту мелодию, что была указана в программе.
Отлучённая от школы Сатова решила, что лучший способ прославиться и доказать всем, что она чего-то стоит, – победить в национальном конкурсе в составе изначально слабой группы.
Но такая цель не может существовать долго, а игра в составе большой группы – совсем не то, что одинокий путь гения. Нужно слышать других, согласовывать себя с ними, ведь только тогда, когда все действуют вместе и заодно, появляется музыка, которой не по силам быть сыгранной в других условиях.
Личные цели и обиды отступают на второй план, но в глубине души у Сатовы остаётся надежда, что хотя бы одна её прежняя мечта исполнится.
Для того, чтобы клуб не был закрыт нужно пять участников, и в окончательном варианте их становится семь.
У каждого – свои мотивы и побуждения, у кого-то они сложнее, у кого-то проще, но тяжело приходится всем.
Изначально никто, кроме Ходзуки не блещет игрой, и сложно сказать, насколько стремительное движение группы вперёд возможно с технической стороны, но в целом оно мотивировано.
Сперва им бросает вызов замдиректора школы, полагающий, что таким парням как Кудо не место в учебных заведениях, а его увлечение музыкой – лишь издёвка над обществом.
Ребятам даётся месяц, чтобы проявить себя. И как такое иногда бывает, злой умысел помогает молодым людям раскрыть свой потенциал. Пусть трое из присоединившихся к клубу изначально и планировали числиться в нём мертвыми душами.
Успешное выступление позволяет клубу двигаться дальше.
Восхищающаяся Сатовой девушка зовёт их на репетицию двух сильных клубов кото, и все понимают, что есть куда расти и .есть к чему стремиться.
Каждому.
Любопытно, что несмотря на конкуренцию в тесном мире кото, в сериале нет по-настоящему плохих людей, как и нет слабых и отступающих. Это несколько односторонний подход, но опять же – это мир, в котором существует только кото. И все, кто играл и играет на этом инструменте, не могут не любить его.
При этом индивидуальная мотивация и кризисы каждого прорабатываются вполне достоверно.
Подходы к музыке у всех разные и, отложив в сторону учёбу, посторонние дела, ребята репетируют и репетируют, попутно стараясь найти свой путь, самих себя в создаваемой музыке.
Мысли, которые высказываются во время этих поисков, скорее всего, знакомы большинству людей, когда-либо занимавшихся чем-то творческим.
Попутно у клуба появляется весомая помощь. Во-первых, куратор, который, несмотря на изначальную холодность, превосходно разбирается в музыке и подбирает каждому подходящую партию.
Во-вторых, учительница, которая превосходно знакома с технической стороной игры на кото. Не обладая интуитивным пониманием музыки, которым отличается Сатова, она даёт понятные советы и наставления.
Что касается упомянутой выше романтики, её тут немного, но она есть. С одной стороны, едва ли возможно избежать влечения, когда несколько подростков собираются и проводят вместе много времени за одним делом. Но, словами куратора, едва ли хорош тот клуб, который может развалиться из-за такого чувства как любовь.
С другой стороны, все чувства неуверенные, сбивчивые – во многом, как мелодии играемые новичком. Даже если новичок резко бьёт по струнам.
Вместо признания в зародившейся симпатии звучит намного более простое:
– Мне нравится играть с тобой на кото.
А вместо приглашения на свидание, где люди сближаются и узнают друг друга получше, звучит:
– Расскажи, для чего ты написала эту мелодию. Мне говорили в мелодии можно по крупицам увидеть душу её автора.
При этом, то, что знают друг о друге двое, не всегда остаётся только между ними. Иногда, на другом, конечно, уровне оно становится общей темой, общей мыслью. Потому что они друзья, и потому что речь идёт о музыке.
Тут, как часто бывает, в дело вступает японская убежденность в том, что многое лучше делать вместе:
– Ту музыку, которую ты играешь с друзьями, ты не сможешь повторить в одиночку.
Разделенным и снова воссозданным в мелодии чувствам оказывается проще достичь людей, а в этом главный смысл музыки - быть услышанной другими. Причем необязательно профессионалами.
Быть услышанным – необычайно важно.
Упрек, который высказывался в начале аниме, становится просто забавным:
– Какая разница, есть этот клуб или нет? Его никто не заметит, так же, как и тебя.
Вновь оказывается, что найти себя можно практически в любом деле, даже непонятном большинству. Главное, чтобы к нему тянуло.
В итоге получается пусть простое и прямолинейное аниме с некоторым количеством штампов, зато с очень правильными и искренними мыслями. Конец не преподносит чего-то неожиданного и необычного, зато звучит он очень верно, убедительно и обнадёживающе.
*
А вам как? Или посоветуете что-то другое?