В комментариях к статьям, мои читатели часто делятся историями из жизни, многими из которых хочется поделиться отдельно. Сегодня одна из этих историй.
Вспоминаю 1990 год. Перегоняли МиГ-21 из Сов. Гавани в Майкоп. Январь. Месяц снежный, иногда и дождь бывает при минусовой температуре. Как раз попали на такой вариант. Взлетели в Безречной на Хабаровск. Везем летчиков и техников для перегона на Ан-26. Хабаровск нас принял, дозаправил и попросил уходить. Стояли на ВПП. Все засыпано снегом, Хабаровск - один запасной на весь край. В Сов. Гавани полоса покрыта льдом, прошел дождь при минусовой температуре. Полоса расчищена только посредине шириной 15 м. и длиной 1200 - сесть можно без проблем.
Время 3 часа ночи. подходим к Сов. гавани. Перед снижением включаем обогревы по систем. облака, снег налипает, но система противообледенения надежно справляется. Правда все включено на полную. плавно снижаемся. убираю обороты, увеличиваю вертикальную. Вдруг доклад борт. инженера:
- Температура правого за пределами допустимого!
Увеличиваю режим - температура снижается. Ясно - заклинило клапана перепуска воздуха. Все остальное в норме. Вышли под облака, отключили подачу горячего воздуха на крыло, Правый не отключается. Как садиться?. Движок портить не хочется, да и обойдется ли? Выключать аварийный двигатель рискованно. Чуть вильнешь, выскочишь на лед. А там... сзади 36 человек не считая нас. Решили флюгировать оба одновременно на высоте выравнивания. Сразу после опускания переднего колеса - одновременно!!! расфлюгировать оба для торможения. А после снижения скорости запустить исправный.
Саша выполнил все, как приговор отменил. Самолет даже не качнуло. Зарулили на одном, выключили двигатель, смотрим друг на друга и не верим, что так сработали. Авиация полна неожиданностей. Отоспались пришли на борт, вскрыли, закрыли вручную, дали заявку на Хабаровск, отремонтировали и выполнили задание . Докладывать не стали, как ни как, а нарушение инструкции. А пойди докажи, что на одном двигателе посадка в таких условиях давала намного меньше шансов остаться в живых.
Автор: Майор запаса Хомутов В.А.