Существует система СРА или coin per action, которая по мнению, Павла Алёшина, занимавшего пост генерального директора «Яндекс.Маркет», которое он огласил в 2016 году: «Переход [покупателей] с "Маркета" на сайты магазинов — это неудобно, так делать в 21 веке нельзя»
С 2013 года «Яндекс.Маркет» тестировала новую модель, которая позволяла покупать товары прямо на «Маркете» без перехода на внешние площадки. Это CPA — cost per action, или плата за действие. Продавец платит комиссию агрегатору — 2% с каждого заказа.
Процесс взаимодействия выглядит следующим образом:
- у клиента есть проблема,
- клиент находит исполнителя
- клиент выбирает лучший способ покупки
- Клиент заключает сделку и оплачивает заказ;
- Площадка отправляет заказ исполнителю и получает с этого дивиденды в размере 2% от стоимости покупки;
- исполнитель выполняет работу;
- стороны закрывают сделку.
Детализация этапов взаимодействия:
- Любой из этих этапов можно детализировать и в каждом случае он будет иметь свои особенности.
- Например, клиент и исполнитель могут разными способами находить друг друга. Это может быть аукцион. Также клиент может найти исполнителя через поиск, исполнитель может выставить готовую работу и ее найдет клиент.
- Порядок оплаты может быть реализован по-разному – оплата и приемка поэтапная, либо деньги заморожены на счете агрегатора и отдаются исполнителю только после исполнения всего заказа.
- Закрытие сделки может сопровождаться, например, обменом отзывами, фотографиями работы, передачей купонов исполнителя для друзей клиента и т.д.
Плюсы CPA-системы:
- Магазин передаёт часть работы с клиентом на площадку
- Ошибки сайта продавца, связанные с переходом на него, не отталкивают клиента
- Продавец платит комиссию в размере 2% с каждого заказа, таким образом ему не нужно рассчитывать бюджет на клики по CPC системе
- Маленькие магазины с небольшой аудиторией клиента имеют возможность получить заказ от клиента
Минусы CPA- системы:
- У клиента нет, понимая того, кто отвечает за выполнение заказа после оплаты, из-за этого количество отмен растёт, а заказов падает;
- Нельзя предложить дополнительную программу и программу лояльности от поставщика.
В дальнейшем Яндекс.Маркет отказался от концепции СРА системы в угоду классической СРС, но работы, которые они произвели в ходе внедрения данной системы на сайт, были вложены в основу деятельности "Беру", маркетплейса от Яндекса и Сбербанка.