В 2017 году вышел документальный фильм Лили Фини Занук «Эрик Клэптон: Жизнь в 12 тактах» («Eric Clapton: Life in 12 Bars»). В фильмы показана преимущественно юность великого блюзового гитариста из Англии. Домашние видео, кадры из детства, интервью друзей - тут есть все, что нужно юному фанату Клэптона. Но к работе Занук есть вопросы.
Эрик Клэптон - легендарный английский гитарист, участник групп The Yardbirds, John Mayall & the Bluesbreakers, Cream, Blind Faith, Derec and the Dominos, успешный сольный исполнитель. Он помог сделать блюз доступным для белой аудитории, но какой ценой.
«Эрик Клэптон: Жизнь в 12 тактах» - старомодная документальная лента с классической структурой, интересная во многом лишь своим архивными материалами. Схема слишком проста - тяжелое детство, депрессивные молодые годы с наркотиками, алкоголем и великой музыкой, трагедия, а затем жизнь наладилась. Современные документальные ленты уже отходят от такой классической структуры (пример 1, пример 2). Но Клэптон - человек с увлекательной биографией, поэтому сценарная шаблонность в какой-то момент перестает бросаться в глаза.
Я вышел в сад и прорыдал весь день, потому что он (Джими Хендрикс) не взял меня с собой. Не из-за того, что он умер, а потому что оставил меня здесь. И меня это так взбесило!
Особое внимание в фильме уделяется детским травмам Клэптона, которые оказали большое влияние на его профессиональную жизнь. Он рос, думая, что мать - это его сестра, а дедушка и бабушка - мама и папа. В какой-то момент его мать вышла замуж за канадского солдата и переехала в Германию. Она открыто говорила Эрику, что он её не нужен. Эта боль помогла ему понять и полюбить блюз. То, что было дальше - уже история. The Yardbirds, John Mayall & the Bluesbreakers, надписи «Клэптон - бог» по всему Лондону, Cream. Парень сделал невероятную карьеру и к 23 годам был уже живой легендой. Но любовь к Патти Бойд, жене Джорджа Харрисона, подкосила застенчивого Клэптона. Он подсел на героин и на четыре года закрылся у себя дома. В какой-то момент парень справился с наркотической зависимостью, но тут на горизонте появился новый враг - алкоголь. Долгое время гитарист боролся со своими демона и победил их, несмотря на гибель пятилетнего сына.
У фильма «Эрик Клэптон: Жизнь в 12 тактах» есть один существенный недостаток - обожествление главного героя. За Клэптоном водится достаточное количество весьма спорных ситуаций. Самый известный случай произошел в 1976 году, когда гитарист крикнул со сцены, чтобы иностранцы и черные убирались из страны. Потом он призывал своих фэнов голосовать за расиста Эноха Пауэлла. Странно слышать такие слова от парня, который играет черную музыку. Немного больше узнать об этом инциденте можно из фильма «Панк-протест: White Riot». Занук упомянула этот инцидент вскользь, оправдав музыканта тем, что он был алкоголиком и не понимал, что говорит. Ничего не сказано о сотрудничество Клэптона с Джоном Ленноном в рамках Plastic Ono Band и участие у Stones в Rock'n'Roll Circus.
Ну и классический момент. Автор подробно рассказывает о детстве, юности, свингующих шестидесятых и героиновых семидесятых. Второй половине семидесятых, восьмидесятым, девяностым, нулевым и десятым отведено всего минут двадцать из двух часов. Странно, так как в эти периоды музыкант тоже был активен и часто выступал. Подробно рассказана история, случившаяся с сыном Клэптона Конором. Мальчик выпал из окна в возрасте четырех лет и погиб.
Что в итоге?! Фэнам фильм вряд ли будет интересен, потому что ничего нового Занук не рассказывает. Тем, кто не знаком с творчеством великого гитариста нужно обязательно посмотреть «Эрик Клэптон: Жизнь в 12 тактах». Потом просто взять и послушать музыку, которую сочинил главный герой. Она прекрасна.