Найти в Дзене
REMAG

5 самых красивых советских фильмов

Оглавление

В широком ассортименте советских фильмов есть много разных форм красоты, которые по сей день восхищают зрителей. От поэтического кинематографического языка таких режиссеров, как Тарковский и Параджанов, до музыкальных вкладов в фильмы таких великих людей, как Прокофьев и Шостакович. Вот пять самых красивых советских фильмов, каждый из которых внес свой неповторимый вклад в мировое кино.

1. Андрей Рублев (1966)

«Андрей Рублев» режиссера Андрея Тарковского - это размышление о роли художника в жестокостях средневековья России. В этом фильме показана важная роль красивых творческих работ в наполнении смыслом жизни людей.

«Андрей Рублев» стал вторым художественным фильмом Тарковского после его дебюта «Иваново детство». Обратившись к России начала 15 века, Тарковский нашел возможность проявить себя в мало задокументированной жизни Рублева, самого знаменитого средневекового иконописца России.

Рублев всю жизнь скитается по русской деревне, расписывая церкви. На протяжении всего путешествия Рублев становится свидетелем невероятно жестоких актов насилия.

На фоне этого широко распространенного страдания мы становимся свидетелями позиции Рублева в отношении того, что такое искусство. В споре со своим наставником Феофаном Греком Рублев показывает, что он не считает человека греховным по своей сути, как это могло бы предполагать все окружающее его насилие. Вместо этого, среди множества трудностей, присущих жизни, Рублев считает, что искусство должно служить воспеванию красоты мира и поднимать человека к жизни.

2. Летят журавли (1957)

-2

После смерти Сталина в 1953 году движение социалистического реализма, которое определяло кино в раннем Советском Союзе, начало ослаблять хватку над советскими художниками. В шаге от этих предыдущих конвенций «Летят журавли» был новаторским фильмом.

Фильм, действие которого происходит почти полностью в тылу во время Второй мировой войны, «Летят журавли» представил советской и международной публике нового главного героя, чувствительного и несовершенного. Вероника, наша главная героиня, начинает фильм, скачет по красивой довоенной Москве со своим возлюбленным Борисом. Однако как только приходит известие о немецком вторжении, Борис записывается в армию и отправляется на фронт. В душераздирающей и запутанной сцене Веронике даже не удается попрощаться, так как она прибывает слишком поздно, чтобы пройти сквозь толпу.

Вскоре родители Вероники погибают в результате авианалета, и ее забирает семья Бориса. Катастрофа продолжается, когда двоюродный брат Бориса, Марк, насилует Веронику во время очередного налета, а затем Борис умирает в болоте (хотя она этого не знает). По ценностям того времени, Вероника пристыжена солдатами за свое предательство и встречает бесчисленное количество безмолвных неодобрительных взглядов.

Тем не менее, Вероника продолжает жить своей жизнью, несмотря на переживаемые ею унижения.

3. Ежик в тумане (1975)

-3

«Ежик в тумане», которого иногда называют величайшей анимацией всех времен, представляет собой прекрасное произведение искусства, созданное мастером-аниматором Юрием Норштейном. На фестивале анимации Laputa в Японии в 2003 году две работы Норштейна заняли первое и второе место в опросе 140 художников и критиков: «Ежик в тумане» и «Сказка сказок». Такие похвалы говорят об особом стиле анимации и повествовании Норштейна.

Уникальный импрессионистический стиль анимации Норштейна включает в себя рисование нескольких стеклянных пластин и их съемку друг на друга. Перемещая стеклянные пластины из стороны в сторону и по направлению к камере или от нее, он может создать эффект движения. Вы не найдете компьютерной графики ни в одной его работе. Скорее все делается своими руками. Например, он добился чарующего эффекта тумана в «Ежике в тумане», просто отодвинув лист кальки от тарелок к камере.

Эти удивительные техники анимации действительно заставят вас почувствовать себя тем ежом, который заблудился в тумане. В этой поэтической сказке ежик идет к своему другу, медвежонку, потому что каждую ночь они встречаются, чтобы выпить чая с вареньем и полюбоваться звездами. Однако ежик заблудился и вскоре столкнулся с чередой ужасающих событий с различными лесными существами. В конце концов, ежик добирается до своего друга и решает, что лучше быть вместе.

4. Цвет граната (1969)

-4

«Цвет граната» - потрясающе красивый фильм, в котором рассказывается о жизни армянского трубадура XVIII века Саят-Новы. Фильм изобилует яркими красками и интересными традициями разных народов Кавказа.

Произведение армянского режиссера Сергея Параджанова «Цвет граната» выражается на уникальном поэтическом языке, который трудно найти вне его произведений. Якобы фильм рассказывает о жизни и временах Сая Новы. Однако сюжет почти не имеет значения. Скорее, великолепные декорации и манящие звуки переносят вас в то, как Саят Нова, должно быть, испытал мир вокруг себя. Вы попадаете в похожий, всепоглощающий мир в других фильмах Параджанова, от «Теней забытых предков», которые увлекают вас в традиционную украинско-карпатскую культуру, до Ашика Кериба, оды грузинской культуре.

Общая тема в фильмах Параджанова - воспевание национальной идентичности в советских странах, отличной от той, что была в Советском Союзе. В «Цвете граната» каждый традиционный армянский наряд, декоративный предмет и церковная сцена - это праздник армянской идентичности - то, что приглушалось в советские времена.

5. Гамлет (1964)

-5

Эта советская адаптация Гамлета была создана плеядой величайших художников, которые когда-либо были.

Борис Пастернак предоставил русский перевод оригинального текста Шекспира. Примечательно, что он преобразовал английский язык Шекспира XVII века в разговорный русский язык того времени, придав ему понятный, но поэтичный голос.

А знаменитый режиссер Григорий Козинцев мастерски создал убедительную адаптацию с потрясающими визуальными эффектами. Замок Эльсиноре расположен в Ивангородской крепости на границе с Эстонией.

Конечно, никакое упоминание «Гамлета» Козинцева (или других произведений) не было бы полным без Дмитрия Шостаковича в музыкальном плане. Великий композитор и режиссер вместе работали над саундтреками к фильмам от Нового Вавилона (1929) до «Короля Лира» (1971). В «Гамлете» Шостакович создал волнующую музыку, которая величественно передала эмоциональность рассказу.