В этот раз жемчужина среди заброшенных мест Сахалина. Речь конечно же пойдёт про маяк на мысе Анива и о том, как до него добраться.
Маяк на мысе Анива спроектировал японец Миура Синобу, инженер из Технологического института Канагавы в 1936 году. Построили маяк третьего класса тремя года позже в 1939 году. Основной цвет 31 метрового маяка повторял окружающие скалы, благодаря этому, круглая башня маяка с эркером стоящая на овальном основании, словно выходит из прибрежных скал.
Выглядит он просто сказочно.
Маяк Анива спроектирован для проживания, с учётом того, что его смотрителям приходилось работать в экстремальных погодных условиях.
Вот как был устроен маяк
В цоколе дизель-электрическая электростанция и аккумуляторная. На первом этаже — кухня и склад для хранения продуктов.
Второй этаж — комнаты радиорубки, аппаратной и сторожевой маяка. На третьем этаже располагались основные жилые помещения. Здесь могли разместиться до 12 человек. На этажах 4 и 5 расположены комнаты для проживания дополнительного персонала.
На шестом этаже кладовая. 7 этаж занимают механизмы пневматической сирены, звуковой сигнал которой устанавливался прямо на крыше эркера. 8 этаж — хранилище топлива. На 9 находился механизм поворота линз маяка.
Внутреннее убранство помещений весьма скромное: две двухъярусные кровати и небольшие шкафы для личных вещей. Свет проникал через маленькие иллюминаторы. Небольшую подборку фотографий внутренних помещений смотрите в слайдере-галерее ниже.
Стробоскопическая лампа приводилась в движение механизмом, схожим с часовым, а сам фонарь вращался внутри чаши с 300 килограммами ртути. Лампа-стробоскоп приводилась в движение механизмом, схожим с часовым и имела дальность действия 17, 5 миль (28,16 км)
Почему маяк на мысе Анива называю атомным?
Дело в том, что в 1990 году маяк был автоматизирован. Для питания механизмов маяка был установлен радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ). С того момента постоянного присутствия смотрителя на маяке не требовалось, а весь персонал переместился в ближайшую пограничную заставу, которая существовала ещё несколько лет назад.
Маяк использовали до 2006 года, а затем забросили, чуть позже расформировали и пограничную заставу. Современное океанское мореплавание почти не нуждается в маяках. Для навигации используют спутниковые навигационные системы и подобные маяки, постепенно уходят в прошлое — это и стало причиной закрытия маяка на мысе Анива.
Как попасть на заброшенный маяк Анива?
Сначала по плохой грунтовой дороги нужно доехать до крайнего, крупного населённого пункта на юге острова — посёлка Новиково. Отсюда к маяку стартуют лодки. На 2021 год удовольствие прокатиться на лодке стоило 5.000 рублей с человека (сюда входит проезд на лодке в обе стороны, спасательный жилет, дождевой плащ и в нашем случае ещё и рыбалка).
Дорога в одну сторону занимает 40 минут. На маяке можно находиться три часа. Затем всех грузят обратно, и лодка плывёт обратно к пристани.
Лодка — в нашем случае это была маленькая надувная моторная лодка на четверых человек. Если погода нормальная — путешествие проходит комфортно и без лишних страданий. Но в нашем случае дождь лил в обе стороны, а также была небольшая волна, но маяк того стоил.
Чайки тут были такие же агрессивные, как и в Корсакове. Летать над маяком было опасно, но мне всё же удалось сделать несколько снимков.
Маяк внутри достаточно тленный, но безопасный. Можно пройтись по всем этажам. Единственная опасность — грозные чайки, защищающие свои гнёзда и птенцов в изобилии встречающиеся внутри маяка.
Из окон и с самого верха открывается потрясающий вид на море и скалы.
В тот день рыбалка не получилась, а хорошая погода была всего минут 40. Времени едва хватило немного пофоткать и один раз взлететь.
Во время рыбалки начал накрапывать дождь, который затем перешёл в ливень. А далее последовало штормовое предупреждение, и мы спешно выдвинулись в сторону берега и порыбачили уже поздно вечером на берегу. И да, рыбалка на берегу оказалась успешнее чем в море!
Резидент Алёна «Biolena» — специально для проекта NordSkif & Co
Ещё материалы по теме: