Субъективный топ лучших эксклюзивных игр для консоли PS4.
Свершилось! Последний эксклюзивный проект для Playstation 4 "Ghost of Tsusima" вышел, при чем почти два месяца назад, аккурат посередине лета, а на дворе уже осень. Консольное поколение можно считать закрытым и уже трезво подводить итоги. Кстати, в свое время заключительный год для PS3, 2013-ый, ещё продолжал радовать поклонников, выпустив за осень два хита - Beoynd Two Souls и Gran Turismo 6. Тем не менее, последний год для PS4 оказался не менее плодовитым и отчасти повторяющим год 2013-ый. Можно долго разводить полемику о достоинствах и недостатках линейки игр PS4, сравнивать с играми для PS3, восхвалять одно и принижать другое, но именно сейчас я хочу просто вспомнить наиболее яркие моменты этой консоли и составить свой субъективный список. Соглашаться с ним или нет, ваше право. В комментариях можете указать, что хотели бы добавить, видоизменить и т. д.
И прежде, чем начнем, я позволю себе заявить, что до сих пор не притронулся к такому проекту как Persona 5. К своему сожалению, и скорее всего он оказался бы в этом топе.
5. God of War
Признаюсь, когда состоялся анонс данного проекта, я не воспринял его исключительно положительно. Смущала смена перспективы камеры, потуги на историю в духе The Last of Us, а также изменение самого темпа и в принципе жанра геймплея, с молниеносного слэшера на более тактичный и вялый экшен. Кратос казался не той машиной убийств из классической трилогии, а ощущался каким-то нелепым в компании сына Атрея. От продолжения GOW, ещё до анонса, я рисовал у себя в голове слэшер в духе прошлых игр, только на нэкстгене. И за месяц до выхода игры, я решил пройти все игры серии, кроме тех, что вышли на портативках. И с удивлением обнаружил, что прежняя классическая формула геймплея если не изжила себя полностью, то здорово приелась и буквально кричала об изменениях. В итоге я прошел новую часть спустя несколько месяцев с релиза и пожалел, что не сделал этого на выходе.
Игра превзошла все ожидания. Не одно опасение не подтвердилось. Руководитель разработки Кори Барлог взял все лучшее от вдохновителей (The Last of Us, Dark Souls), органично смешал и выдал на удивление самостоятельный не то ребут, не то продолжение. По факту получилось и то, и другое.
Первое, чему я удивился - это качество режиссуры. Ещё в классических играх была заметна качественная постановка на уровне Голливуда, но то были преимущественно боевые сцены. О том, чтобы сравняться в режиссуре с такими титанами индустрии как Naughty Dog и Rockstar Games, и речи не шло. Но Santa Monica, к моему большому удивлению, это удалось. Драматургия, актерская игра, постановка и темп, в этой игре выведены на совершенно новый уровень. И при этом не пострадал экшен.
Левелдизайн притерпел существенные изменения. Теперь это больше метроидвания. Боевую систему прокачали, добавили модные RPG-элементы в виде обвесов на персонажей.
Потрясает и задумка авторов срежиссировать все одним дублем без загрузок и прерываний. Совсем без этого не обошлось, но в целом да, можно сказать, что без загрузок.
Слыхал я претензии к количеству врагов и боссов. Мол, их мало, а боссов так и вовсе почти нет. Если вспомнить самый первый GOW (который является у меня любимым в трилогии), то там с боссами обстояло так: три босса на весь хронометраж игры, распределенных ювелирно в каждом акте. Здесь ситуация с основными боссами схожая. Три основных босса, с той лишь разницей, что с одним из боссов мы деремся повторно (но в других условиях и контексте). И помимо основных боссов, имеется ещё куча второстепенных врагов, куча мелочевки, а также внесюжетный контент с валькириями. По моему с врагами тут полный порядок, учитывая уровень постановки битв с основными боссами. Где-то я слышал от авторов, что на схватку с одним только боссом у части команды уходит чуть ли не по четыре месяца безвылазной работы в офисе.
Сюжет, как и в случае с TLOU, не блещет оригинальностью, но берет именно высококлассной режиссурой, сценарием и актерской игрой.
В 2018-ом году игра победила в основных номинациях TGA и взяла "Игру года", с чем я согласен, но лишь отчасти. Не будь в том году ещё одной игры, можно было бы поздравить авторов с абсолютно заслуженной победой. Однако это вторая лучшая игра 2018-го, и пятое место в моем топе.
4. Bloodborne
Теперь перейдем к творению From Software. Bloodborne - детище Хидетака Миядзаки, по его мнению, самое любимое и близкое творение. И неудивительно, ведь во время разработки, будучи в должности директора компании, перед ним была абсолютная свобода творчества. И в этой игре видно, что автор не сдерживал свою фантазию и амбиции.
Bloodborne стал первый проектом студии на новом поколении консолей, и видно как её создатели с трудом охватывают потенциал PS4, ибо оптимизация на релизе оставляла желать лучшего. Падение частоты кадров и бесконечно долгие загрузочные экраны слегка подпортили первые впечатления игроков, но по прошествии времени и выхода первого и единственного DLC, разрабы улучшили техническое состояние проекта. Не до конца, но улучшили. В самые плотные моменты Bloodborne по прежнему умудряется сводить FPS на нет.
И тем не менее, никакие технические косяки не скроют фантастическую работу художников и дизайнеров. Игра сочится готикой, и насквозь пропитана потусторонней, почти внеземной атмосферой, сравнимой с мифами Лавкрафта. Незабываемыq саундизайн, и сам саундтрек преисполнен величественными вокально-оркестровыми композициями, после прохождения тут же улетающими в плейлист. О самих идеях, поднимаемых Миядзаки в этой игре, говорить можно часами, копаясь и обмазываясь различными эзотерическими символами, мотивациями персонажей и полунамеками. В игре чувствуется глубина, погружаясь в которую, хочется раз за разом исследовать все новые и новые тайны мира Bloodborne.
Почему 4 место? В игре есть мелкие недостатки, не позволяющие мне считать игру отполированным бриллиантом. Это бесконечный фарм пузырьков крови (в первые два прохождения это особенно бесило, пока не научился хорошо играть) и не самый лучший подбор боссов из основной игры (дополнение немного компенсирует). Ну и просто это не лучшая игра From Software (почти лучшая). Первый Dark Souls в целом для меня сильнее, но Бладик совсем рядом с ним.
3. The Last Guardian
Фумито Уэда у руля - и этим все сказано. Это его третья игра, которая имеет тяжелую историю разработки. Почти как Duke Nukem Forever или S.T.A.L.K.E.R. 2. Изначально игра намеревалась выйти на PS3, но тесные рамки мощностей этой консоли не позволили амбициям Уэды реализоваться. Скажу больше, ей и на PS4 весьма тесно, на обычной Fat-Slim. На Pro игра работает стабильно.
The Last Gurdian я заинтересовался, когда ещё даже не вышла PS4, а я понятия не имел о персоне Фумито Уэде. Меня зацепил синопсис и арт на боксе издания, которая по замыслу авторов должно было выйти в 2009 году. На коробочном арте был изображен Трику и мальчик в силуэте на фоне закатного неба. Издание имело надпись Playstation 3 сбоку коробки, то есть это были самые первые диски для консоли. Только с 2010-го издания изменились на те, что сейчас имеет и PS4. Не знаю чем, но меня заинтересовала игра, и я стал ждать её. Потом были новости о переносах, и чуть ли не о заморозке проекта. Об игре не было слышно долгое время, вплоть до анонса в 2015 году уже эксклюзивно на PS4. И спустя почти два года, в декабре 2016-го игра наконец вышла в свет.
С ходу проект получил сдержанные оценки, которые совсем не стыковались с восхитительным принятием прессой в свое время двух предыдущих творений Уэды. И поиграв в игру, отчасти стало понятно почему. Годы переносов и затяжная разработка не лучшим образом сказались на игре... Сказал бы кто-то другой, но не я) Да, игра имеет технические недостатки, и в целом геймдизайн и управление кажется несколько архаичным, но я вижу в этом скорее плюсы, нежели минусы. В The Last Guardian сохранилась та магия и дух эпохи консолей PS2 и отчасти PS3. А сам минималистичный дизайн Уэды наоборот виднеется мне универсальным, вневременным. Игры Фумито - это чистые искренние пульсирующие эмоции, которые на фоне меланхоличных опустошенных декораций, смотрятся ещё ярче и явственнее. Удивительно здесь выполнены анимации Трику и его массивность. Ты прям ощущаешь его вес. И традиционно волшебная музыка венчает приключение безымянного мальчика и звероподобной химеры, аутентично и скрупулезно выстраивая неповторимую атмосферу японской сказки.
Третья игра Уэды нисколько не потеряла фирменный художественный почерк, не прогнулась под тренды и лекалы современных видеоигр, оставаясь прежде всего авторским проектом. В этом я вижу большую силу подобных произведений. Хотя, подобных, наверно, будет громко сказано. Ибо таких творений фактически единицы.
2. Uncharted 4: A Thief's End
Тут уже я позволю себе предвзятость и включу субъективизм на полную, ведь студия Naughty Dog, разработавшая сей проект, является моей наиболее почитаемой студией в видеоигровой среде. И то, что они начали творить, начиная с первой The Last of Us, приводит меня в восторг как мало какие другие произведения. Uncharted 4 - не исключение.
Как обычно, немного истории. Авторы из ND, после успеха сиквела Uncharted, разделились на две команды. Одна, во главе с Нилом Дракманом и Брюсом Стрейли, отправились ваять будущий шедевр в виде нового IP, вместо продолжения Jak-а. Вторая команда под руководством опытной Эми Хэнинг выпустила третью часть похождений Дрейка. Распад команд не позволил реализовать сразу два абсолютных хита. Триквел не прыгнул выше головы, а скорее едва-едва поспевал за успехом прошлой игры серии. Как оказалось, все силы ND ушли на разработку TLOU. И это ощущение неполной завершенности Uncharted, чей триквел оказался существенно сумбурнее и короче, не давало покоя ни авторам, ни игрокам, ни уж тем более продюсерам, намеревавшимся выпустить ещё пару продолжений в будущем. Так и случилось. Правда, ребят из ND ждало несколько мучительных лет разработки, на которую их бросили сразу же, без всяких передышек и отпусков, по окончании создания не менее тяжелой и монструозной TLOU. Любую другую студию скорее всего ожидал бы если не провал, то как минимум не самая лучшая игра. Но вопреки всем опасениям, у студии все получилось. Они сделали беспрецедентную игру всего за пару лет, изначально имея на руках лишь концепты и идеи Эми Хэнинг. И то лишь пара ключевых идей были использованы в конечном варианте. Дуэту Стрейли и Дракмана, что работали над TLOU, удалось сделать не просто лучшую игру в серии, но и попросту лучшую приключенческую игру в своем жанре на сегодняшний день. И я сомневаюсь, что в ближайшую декаду появится нечто более монументальное.
Чем же так хорош Uncharted 4? В первую очередь я бы сказал - баланс. Идеальный баланс геймплейных секций, механик, вау-моментов. Во-вторых, это наличие качественной драматургии. На неё были намеки ещё в триквеле, но здесь просто несравнимо. Сразу чувствуется, что над проектом работали люди, приложившие руку к TLOU. Градус экшена снизили в разы, предпочтя тому исследовательские секции и мирные прогулочные эпизоды с просто огромным количеством диалогов, в сравнении с прошлыми играми серии. Тем не менее, бешеные боевые сцены на месте, просто их стало меньше, но концентрация их нисколько не убавилась. Стоит ли говорить о фирменном почерке студии, акценте на мелкие детали, какие-то микро-сценки, которые не повторяются, и из которых складываются уникальные ощущения и эмоции.
Те, кого бесили бесконечные перестрелки в трилогии, обязательно стоит попробовать четвертую. Игра стала драматичнее, появилась центральная тема. Это больше не просто приключенческий боевичок, что мне понравилось больше всего. Игра более приземленная, человечная, и лишенная глупой мистики. Ну и лучшего финала для персонажа Нейтана Дрейка просто не придумать!
1. The Last of Us Part II
Наконец-то подобрались к самому интересному и нашумевшему. Удивительный год 2020-ый...
Должен напомнить тем, кто ещё здесь, что это лишь мое субъективное мнение.
Итак, TLOU Part 2. Игра, которая прогоняет игрока по таким эмоциональным качелям, что прочим проектам и не снились.
У неё есть лишь один объективный и существенный (да что там, ключевой!) изъян, который может обернуться для игрока как достоинством, так и недостатком. Даже пресса и обзорщики до релиза тщательно старались не выдать лишнего насчет сюжета и его структуры, и я должен заметить, абсолютно правильно сделали. Это и отличает TLOU I от TLOU II. Первая: игра во многом для массового игрока. Классическое повествование, сценарий и структура. На протяжении всей истории игрок не испытывает каких-либо сомнений и полностью на стороне одной монеты. Лишь финал оставляет двойственный ощущения, и то лишь на мгновение. Вторая часть - совершенная полярность первой. Игра не для массового игрока. Это авторский проект Нила Дракмана, которого никто не сдерживал. Со своим видением, которое, как мы видим после релиза, пришлось по вкусу далеко не всем. И только чудом этот проект в принципе увидел свет.
Изъян таков: либо вы принимаете задумку автора и пытаетесь его понять, либо же плюёте на его "эстетский псефдофилосовский бред" и идете дальше, переигрывать в светлую и поверхностную первую часть и радоваться жизни. Понятное дело, что это несколько категорично, и между этими двумя полушариями имеется ещё более разношерстная и менее очевидная прослойка. Это так, грубо говоря.
Мне видение режиссера пришлось ох как по душе, потому эта игра располагается именно здесь. Сиквел невероятно смел, он не идет проторенными путями, не строит из себя коммерчески правильное продолжение. Да это даже не сиквел, а именно Часть 2. Продолжение истории. И не стоит их обособлять. Это диптих, две части одной картины.
Если вдаваться в детали и абстрагироваться от сюжета, то перед нами геймплейно и технически образцовое продолжение. С графикой, если не брать в расчет катсцены, все хорошо, а с художественной части - просто пушка. То же самое можно сказать и про графен в роликах, которые выполнены максимально реалистично. Не могу не отметить в подавляющем большинстве своем передовую анимацию. Да, местами есть косяки, но не напрягающие. А как здесь выполнены поцелуи... эх... За что ещё стоит похвалить разработчиков, так это за ощущение реальности всех персонажей. Такой эффект складывается не только из-за анимации скелета, но и мышц, вен, и их деформации. Насколько реалистично выглядит у персонажей кожа. Ни разу у меня не было ощущения пластиковости героев. Должен сказать, что доселе ни в одной игре такого реалистичного эффекта замечено не было (если знаете, набросайте примеры в комментариях).
Геймплейно проект все также продолжает традиции первой TLOU, только на этот раз совмещая тамошние наработки и механики с оными в последних двух Uncharted. Словом, Naughty Dog вновь совершенствуются и не забывают про грамотный ювелирный баланс, вплотную приближаясь к таким мастерам баланса как Valve (да какое там, уже давно с ними сравнялись!).
Что до сюжета. Он вышел сложно сконструированным в плане повествования (я считаю, авторы абсолютно правильно поступили, решив рассказать истории НЕ параллельно, иначе случилась бы совсем невменяемая каша), смелым, психологически точным и тяжелым для принятия. И очень эмоциональным. Есть пара совсем уж пошлых с точки зрения подачи истории сцен (ровно в середине), но это мои субъективные крохотные минусы. Игра пестрит запоминающимися, тяжелыми и шокирующими сценами, и под конец выжимает до суха, оставляя буквально у разбитого корыта. Далеко не все готовы испытать и принять такой опыт. И за это я ценю подобные произведения игрового искусства.
Итого TLOU Part 2 - лучший эксклюзив PS4, а также наиболее сильная работа Naughty Dog, закрывающая восьмое поколение консолей на высшей ноте точно также, как это сделала в свое время первая TLOU.