Найти тему
Аким Чаптынов

Иродианский квартал (Археологический музей Воль)

Квартал Ирода – подземный музей археологии, позволяющий воочию увидеть, как выглядел богатый район Иерусалима во времена Иисуса, как жили знатные горожане.

Когда римляне в 70 году разрушили город, от него остались развалины, на которых шестью десятилетиями позже завоеватели построили свою колонию Элия Капитолина. Таким образом, руины оказались погребёнными под фундаментами новых зданий, очертания библейского Иерусалима скрылись от людских глаз на две тысячи лет.

В 1948 году, во время войны за независимость, Еврейский квартал снова был почти целиком разрушен и попал под контроль иорданцев. В 1967 году во время Шестидневной войны Израиль вернул себе Старый город, началась реконструкция улиц. Составной частью работ стали археологические изыскания, во время которых в толще земли учёные обнаружили остатки роскошных жилищ периода Второго храма. Величественный квартал назвали именем Ирода, хотя доказательств бытования здесь библейского царя нет. Созданный в восьмидесятых годах XX века археологический музей называется ещё музеем Воль – в память о его благотворителях Вивиан и Морис Воль.

Вход в подземный музей – с тесной улочки Ха-Караим. Сейчас его залы находятся на 3–7 метров ниже уровня улицы. Во времена Иисуса из здешних особняков, расположенных уступами на склоне холма, открывался великолепный вид на Храмовую гору. Жили тут семьи местных аристократов и состоятельных священников – быть может, даже кто-то из преследовавших Иисуса.

Шесть домов в греко-римском стиле, составляющие экспозицию, были, по-видимому, двухэтажными. До нашего времени дошли лишь цокольные этажи зданий. Они богато украшены и отлично оборудованы: сохранились ванные комнаты, цистерны для воды, кладовые, бани, печи, мозаика с цветочными мотивами, фрески, утонченные предметы быта. По всему видно, что уровень жизни состоятельных иерусалимцев был чрезвычайно высоким. Самый большой из шести домов имел площадь 600 квадратных метров и просторный балкон с видом на Храм.

На стендах музея – элегантные керамические сосуды для вина и масла, их импортировали из других регионов огромной Римской империи. Представлена и мебель, столы с мощными каменными столешницами. На стене вырезано изображение семисвечника – это старейшее из известных изображений меноры. Во всех жилищах были устроены специальные бани (миквы), необходимые священникам для ритуальных омовений. Широко представлена изящная лепнина, украшавшая жилища. В одной из комнат заметны следы пламени, бушевавшего тут после падения города, – повреждены мозаики и фрески, кругом пепел.

Полное представление об устройстве этих богатых домов можно составить по прекрасно выполненному макету – помещения воспроизведены в мельчайших деталях, комнаты освещаются светильниками, по мощёным улочкам идут люди в древних одеяниях.