Найти в Дзене
Кинотаурус

«Теснота», или выдающийся дебютный фильм Кантемира Балагова

Оглавление

В тесноте, да не в обиде... Или всё-таки в обиде? Кантемир Балагов не брал за основу данную пословицу, но именно с ней у меня случились ассоциации. «Теснота» - скромное, по своим меркам, кино, но при этом очень мощный дебют. Об этом могут сказать все те награды, которые картина получила на различных мероприятиях. Среди прочих будут и Каннский кинофестиваль, и Кинотавр, и Зеркало. Кантемир Балагов после данного произведения стал числиться одним из самых лучших молодых режиссёров современности. Давайте же поговорим, что за чудо он преподнёс зрителям?

Ольга Драгунова и Дарья Жовнер. Кадр из фильма «Теснота»
Ольга Драгунова и Дарья Жовнер. Кадр из фильма «Теснота»

Официальный синопсис

1998 год, Нальчик. Илана — девочка-подросток из хорошей семьи, которая всё делает наоборот. Перечит матери. Спорит с отцом. Чинит машины в автомастерской, не вылезая из спецодежды. Встречается с парнем, который не нравится её родителям. Пацанка и красавица, она идёт своим путём и жаждет свободы, но когда в доме происходит страшная трагедия, именно Илана оказывается единственной, кто способен спасти семью. Однако какой ценой?

Трейлер

Визуальный ряд

Моим глазам не удалось заметить в картине каких-то сложных технических приёмов. Снафф-видео? Реальная кассета, неизвестно где добытая. Можно ли подобное называть спецэффектом? В моём видении - нет. Картина строга к самой себе - Балагов старался снимать всё на натуре, без привлечения мнимых действий. Таким образом, в фильме не присутствует ни убийств, ни стрельбы, ни даже выстроенных декораций. С одной стороны - художественные веяния в кинематографе (привет, Догма 95), с другой - никакой технический аспект произведения. 0 баллов.

Атмосфера

Грамотно выстроенные цвета в «Тесноте» дают возможность понимать характер персонажей. Когда камера берёт акцент на Илану, то в дело вступают синие оттенки, когда её мать - красные. В первом случае - это бесконечность и спокойствие духа, а во втором - доминирование. Лишь изредка мы видим их вместе в одном кадре, что чаще всего означает неспокойность. Именно в эти моменты зритель будет ощущать тесноту. Кроме того, эффект тесноты создаётся за счёт непривычного соотношения сторон - 4:3, как в старые добрые времена VHS-плёнок. Вы скажете: "и что с того?". Но на деле данный приём работает - духоту действительно ощущаешь. «Теснота» не берёт на себя лишнего в жанровом плане - фильм является полноценной артхаусной драмой. Мрачной, душной, депрессивной, временами очень тяжёлой, но драмой. +1 балл.

Дарья Жовнер. Кадр из фильма «Теснота»
Дарья Жовнер. Кадр из фильма «Теснота»

Музыкальное и звуковое сопровождение

В картине Балагова не так много музыкальных композиций. В основном они приурочены к действию и звучат где-то на фоне, например, на дискотеке или же с клипа по телевизору. Лишь изредка Кантемир приходит к привычному использованию саундтрека, но, как правило, это мотивы народных песен, вставленные в переходе между кадрами. Однозначно изящно, но не каждому такое по нраву.

Зато со звуком случилась не очень приятная история. Записан он на натуре, без привлечения постобработки или переозвучки. Другими словами, все диалоги и монологи в ленте - это голоса, записанные при реальных съёмках. Одновременно и радует такой подход, и кажется не очень уместным. Местами приходилось прокручивать просмотр назад, так как не улавливались некоторые слова с первого раза. Для ценителей "натурного" звучания «Теснота» придётся по вкусу. Я же ставлю картине +1 балл, но с натяжкой.

Актёрская игра

Дарья Жовнер. Её мы могли наблюдать ранее в картине Оксаны Карас «Выше неба». «Теснота» же явилась для Дарьи дебютной работой, с которой она справилась, на мой взгляд, безупречно. Зритель без особых проблем угадывает все её эмоциональные проявления, что лично я считаю огромной актёрской заслугой. Она сыграла выше всяких похвал, за что ей огромное спасибо!

Ольга Драгунова. «Теснота» явилась дебютом и для Ольги, а уже после она продолжила сниматься у Кантемира. Её мы уже могли видеть в его второй ленте - «Дылда», но там ей досталась роль далеко не первостепенной героини. В «Тесноте» Драгунова играет мать Иланы, ту самую принципиальную и твёрдую женщину. Ольга показала отличную драматургию, где лишь лицом она способна выдавать свои эмоции и характер. Без криков и лишних слов она говорила зрителю, что у неё на душе.

Артём Цыпин. За ним числится роль послабее, но всё-таки он тоже выделяется из общего числа артистов. Играл Артём отца Иланы, своенравного и эмоционального мужчину. Для Цыпина данная роль была далеко не дебютной, так как ранее мы могли видеть его во второсортных сериалах. Но всё же он был не так превосходен, как начинающие Ольга и Дарья, но и не так плох, как в своих предыдущих работах.

Почти все актёры меня порадовали. Да, были не очень удачные моменты, но их ничтожно мало, а картина не оставляет шансов обратить на них внимание. Около безупречная работа, лишь слегка не дотягивающая до качественной драматургии. Какими же громкими словами я бросаюсь... Скажу проще, +1 балл.

Дарья Жовнер и Вениамин Кац. Кадр из фильма «Теснота»
Дарья Жовнер и Вениамин Кац. Кадр из фильма «Теснота»

Операторская работа и монтаж

Съёмка выполнена исключительно "с плеча". Лишь в одном моменте зритель может видеть всё от лица камеры, установленной на штатив. Да-да, это та самая жестокая сцена со снафф-видео. Всё остальное - ручная прерогатива. Ещё к особенностям операторской работы можно отнести подбор планов. Зрителю достаточно сложно уловить обширные виды, так как их почти нет. От начала ленты и до финальных кадров мы будем наблюдать за маленькими неуютными комнатами, за узкими улочками, где попросту тесно. Лишь в конце картины нам наконец покажут объёмные виды, одарив нас тем самым уютом, а мы можем со смелостью подытожить, что у героев наладились их отношения. Отличные операторские приёмы, от которых периодически в голове происходит всплеск эмоций. Браво!

Монтаж не пестрит какими-то новшествами или исключительными решениями. Исполнен он просто, но очень грамотно. +1 балл.

Уникальность

По настроению «Теснота» очень схожа с картинами Александра Сокурова «Мать и сын» и «Отец и сын». Та же тема семейного очага, а именно отношений между родителями и их детьми. Почерк мастера и учителя Кантемира Балагова заметен и угадывается почти сразу же, но разница всё же есть. Отличаются эти фильмы намерениями и основным посылом. Если же брать тему про похищение, то ближайшими на ум приходят «Колония Дигнидад» и «Альфа-дог». Если рассматривать еврейские мотивы, то «Артист» и «Список Шиндлера». Но похожа ли «Теснота» однозначно по своему характеру на какую-нибудь русскую ленту? Нет. Это в определённой мере оригинальный продукт, который тянет на +1 балл.

Кадр из фильма «Теснота»
Кадр из фильма «Теснота»

Сценарий

Экспозиция. Фильм медленно, но очень уверенно набирает обороты. Знакомство со всеми основными героями картины заканчивается примерно на 25-й минуте. За это время зритель узнаёт характеры персонажей, их отношения между собой, а также жизненные ценности. Балагов не пользуется новомодными приёмами знакомства, когда нам на каждом шагу доходчиво всё объясняют. Нет, в его картине всё иначе. Там, где можно обойтись без слов - царствует тишина и лишь эмоциональная игра актёров. «Теснота» отлично начинает беседу, подводя нас к развилке, которую я считаю лучшей в этом фильме.

Завязка. Семейная трагедия - похищение младшего брата Иланы и его будущей невесты. Как Вы думаете, действительно ли это интересно Кантемиру? Режиссёр опускает эту тему на второй план, показывая нам совершенно другие ценности. Семья - вот о чём действительно хотел поговорить Балагов. Ему важно показать те семейные ценности, которые вмиг превращаются в "ничто" на фоне трагедии. Кантемир мог показать нам кадры с младшим братом в плену, но они были бы беспочвенными и бесполезными в рамках основной задумки. Двумя способами, двумя подходами к решению проблемы здесь выступают мать и дочь. Одна старается исправить ситуацию менее человеческим, но более "экономным" методом, а вторая напротив. Но небольшая ремарка - это описание довольно грубое, всё-таки я не эксперт в семейной психологии.

Одним лишь минусом данного действия выступает тот самый неловкий момент, где задействуется снафф-видео. Здесь я также не выступлю в качестве морального эксперта, а скажу лишь, что смотреть эту сцену было крайне тяжко, но в то же время я уловил режиссёрский приём, которым он хотел охватить наше внимание - камера полностью сосредотачивается на снаффе, не давая возможности посмотреть на эмоции героев. Мы вместе с персонажами становимся свидетелями беспощадной расправы. Без того душная обстановка в картине накаляется теперь и страхом, ощущением войны. Возможно, что снафф в данном произведении и лишний, и аморальный, но считаю, что свою некоторую функцию он выполнил. Оставим данный момент на совести режиссёра, а действию поставим +1 балл.

Развязка. Момент кульминации несомненно радует. Радует потому, что у героев всё поменялось в лучшую сторону. "Хэппи-энд" в этом неровном и жестоком мире герои явно заслужили. Единственное, что может не понравиться некоторым - это стробоскоп на дискотеке, бьющий нам по глазам примерно две минуты хронометража. Дело в том, что данная сцена не несёт для сюжета особой ценности, а вот на зрительское здоровье она может оказать приличное влияние. В остальном же - всё прекрасно. +1 балл.

Общие аспекты. У каждого из персонажей свой отличительный характер и свои мысли. Здесь нет правых, добрых или же явно злых героев. «Теснота» - это исключительно авторское кино, где мы наблюдаем картину "тлеющего мира", где у каждого всё плохо и в душе, и снаружи. Эмоции героев довольно часто проглядываются через мимику и действия, что я считаю явным плюсом. Ведь тем самым авторы добились минимум диалогов, которые местами вышли не совсем удачными. К примеру, здесь есть сцена, где отец с дочерью курят и мило беседуют. На фразу дочери отец переспрашивает громким голосом "А?!". А в ответ ему прилетают уже совершенно другие слова... Весьма странное решение сценаристов. В разрезе реальности, оно возможно и так, но для художественного жанра считаю подобное неприемлемым. В общем-то, +1 балл, но явно не за диалоги.

Вердикт

Как Вы уже могли догадаться, для дебютного проекта - это сильное и смелое кино. Балагов тем самым доказал, что он способен снимать авторские фильмы, нравящиеся многим, что он - талантливый режиссёр. Да, есть в его первой картине весьма спорные решения. Например, звук или же снафф. Но здесь всё работает именно на то, чтобы избавить зрителя от уюта, выбить из привычной колеи. Мой внутренний бычий мир был в диком восторге от «Тесноты», но рекомендовать её каждому я не могу. Фильм только для ценителей русского кино или же артхауса. От меня картина получает 9 баллов из 10 возможных.

Конкретная заявка на Мемуары русской жемчужины.

На этом всё. Всем спасибо за прочтение, желаю бобра и смотреть только хорошее кино ㋛

Карта канала «Кинотаурус»

Теперь мы в Telegram!