Найти в Дзене
Аутизм и школа

Аутизм. Ответ читателю. Ребёнок начинает и бросает. Что делать.

Продолжение ответов на вот этот комментарий. Мой сын занимается своими делами вне уроков, смотрит мультики, рисует что-то связанное с мультиками, вырезает картинки из скриншотов из мультиков, собирает книги из картинок из мультиков и из интернета, собирает какие-то упаковки, коробки, коллекционирует. Эта деятельность никак не регулируется и не контролируется. Начал, бросил, хорошо. Я только помогаю ему с материалами (коробки, картон, ножницы, клей, ну и иногда помогаю что-то искать в интернете). Всё остальное: уроки, рисование, лепка, конструирование, спорт, прогулки, общение с людьми, походы в общественные места - это навязанная мной деятельность. Ничего этого по своей воле он не делает и делать не стал бы. Но при правильной организации у него нет шансов отказаться. При этом насилия в этом больше нет. Теперь он это делает с радостью и даже может о чём-то из этого рассказать вне уроков. Но повторюсь, сам он никогда этого не будет делать. Рисовать красками, лепить из пластилина, с

Продолжение ответов на вот этот комментарий.

Мой сын занимается своими делами вне уроков, смотрит мультики, рисует что-то связанное с мультиками, вырезает картинки из скриншотов из мультиков, собирает книги из картинок из мультиков и из интернета, собирает какие-то упаковки, коробки, коллекционирует. Эта деятельность никак не регулируется и не контролируется. Начал, бросил, хорошо. Я только помогаю ему с материалами (коробки, картон, ножницы, клей, ну и иногда помогаю что-то искать в интернете).

Всё остальное: уроки, рисование, лепка, конструирование, спорт, прогулки, общение с людьми, походы в общественные места - это навязанная мной деятельность. Ничего этого по своей воле он не делает и делать не стал бы.

Но при правильной организации у него нет шансов отказаться. При этом насилия в этом больше нет. Теперь он это делает с радостью и даже может о чём-то из этого рассказать вне уроков.

Но повторюсь, сам он никогда этого не будет делать. Рисовать красками, лепить из пластилина, строить башни из конструктора, собирать пазлы.

При этом навыки, которые он приобретает под давлением, отлично переносит в свою деятельность. Рисование, вырезание, чтение, сортировка по аналогиям, терпение, выдержка. Этому научили его на уроках. И теперь и в жизни он это использует. Не говоря уже о речи, которая не просто изменила его жизнь, но раскрыла другую реальность.

Могу предположить, почему ребёнок что-то начинает и бросает.

Он в своей деятельности доходит до потолка своих возможностей (а они у него крошечные) и оставляет деятельность. А нам кажется, что ребёнок потерял интерес. Потеряешь тут, если не получается задуманное. А рассказать нам об этом он не может, речь или неразвита, или использует он её как-то странно.

Так же следствием достижения потолка может быть следующее: ребёнок не может сам двинуться дальше. Например, он научился строить башни из досочек. А хочет построить замок. Пробует. Не может. Ещё раз пробует не получается. И какое-то время строит башни, которые у него получаются (привет, однотипные игры), а потом да, теряет интерес. Это же скучно, делать постоянно то, что и так получается. А вот дальше он двинуться не может, хотя и пытался. Нет навыков и мышления освоить навыки самостоятельно, как делают это здоровые дети. И нет ещё чего-то, что позволило бы попросить помощи у взрослых.

Если это так, то надо постоянно медленно усложнять, предлагать ему более сложные задания даже вне уроков. При этом активно в этом участвовать. Показывать, как из башни сделать замок. Буквально показывать, давать шаблон. И тогда ребёнку будет куда двигаться в интересной для него деятельности (не важно какой).

Привела этот пример, потому что могу подкрепить его видео. На канале много видео-примеров как раз строительства из конструктора. И от занятия к занятию видно, как усложняется объект, который должен построить Гриша. Каждая новая конструкция вызывает трудности, но в пределах возможностей. И это сохраняет интерес к деятельности.

Если бы он каждое занятие строил простые башни, то уверена, что очень быстро потерял бы интерес.

При этом, если бы я сразу дала ему очень сложную конструкцию, он не смог бы её построить, и произошла бы потеря интереса плюс негативный опыт. Этого допускать не надо.

Ещё пример. У нас Гриша интересовался только мультиками (хорошо, хоть чем-то). И мы засыпали его мультиками. У него не было шанса зациклиться на одном или потерять интерес. Его библиотека насчитывает более 2000 файлов. И он знает, как они все называются и что, где лежит. И в период отсутствия речи, он отлично использовал эту библиотеку, чтобы общаться. Пример: он чего-то хочет, что-то мычит, его не понимают, писать не мог, рисовать не мог. Он бежал к компьютеру, молниеносно находил нужный мультик, нужный эпизод и показывал, что он хочет, обычно там была или вещь какая-то или еда.

Итак.
Ребёнок быстро теряет интерес к какой-либо деятельности.
Предлагаю сменить формулировку и отношение.
Ребёнок быстро упирается в потолок своих возможностей в какой-либо деятельности и оставляет её.
Если воспринимать это явление так, то и отношение к нему другое.
Не -как сохранить интерес-, а -как помочь освоить навыки, которые помогут ребёнку сохранить интерес-.

Спасибо за внимание.

Удачи вам и терпения!

-2