Представьте себе такую ситуацию - мы выполняем посадку в полный штиль. Давайте считать, что посадочный курс (то есть направление оси ВПП) у нас 0 градусов (строго на север). И пусть будет визуальная посадка... Ничего сложного, верно? Подобрали режим и, на заданной скорости, снижаемся строго по глиссаде. Нос самолета при этом направлен точно по оси полосы, то есть наш текущий курс совпадает с направлением ВПП. И верно, вон она, полоса - в лобовом стекле, точно перед нами.
Лирическое отступление N1.
Тут стоит отметить один нюанс, я, конечно, в этом не виноват, но русскому слову "курс" соответствует английское "heading" (направление продольной оси самолета измеренное в градусах от направления на север), а вовсе не "course", что по русски обычно называют "путевой угол" (вектор движения центра масс самолета измеренное в градусах от направления на север).
Перед полосой начинаем чуть-чуть добирать стик на себя, переводим двигатели на малый газ, еще чуть добираем, касаемся колесами основных стоек бетона полосы - все, мы сели!
А теперь представьте, что дует сильный (очень сильный) ветер с направлением 90 градусов (восточный), то есть справа и строго поперек полосы! Что произойдет в этом случае? Траектория снижения должна быть той же самой, чтобы коснуться полосы в той же точке, но... Если мы попробуем выдерживать курс (heading) равный посадочному, то на полосу мы, к сожалению, никак не попадем... Ветер нас просто сдует с полосы в левую сторону...
Лирическое отступление N2.
На самом деле, вполне можно с боковым ветром выдерживать посадочный курс, метод называется "заход со скольжением" (sideslip approach). Для этого нужно, выдерживая ось самолета строго по ВПП, создать крен в ту сторону откуда дует ветер (прикрыться креном от ветра), в нашем случае вправо и одновременно дать противоположную педаль, то есть левую. Получится, что самолет начинает лететь как бы правым крылом вперед и чуть вбок - то есть соскальзывать в ту сторону откуда дует ветер.
Если подобрать углы крена и скольжения, то мы и получим нужный нам результат - нос самолета строго по оси ВПП и, несмотря на ветер, мы летим строго по требуемой траектории. Вот только применяется эта методика чаще в малой авиации, на самолетах с хвостовой стойкой шасси. Там важно коснуться полосы с правильным (то есть совпадающим с ней) положением оси самолета, иначе велик риск "сделать циркуль", то есть развернуться в момент касания или чуть позже. Гражданская же авиация этот метод использует реже - тут требуется полное понимание происходящего с самолетом и отличная техника пилотирования. И автопилот, кстати, так не умеет. Но зато этот метод обеспечивает лучший контроль точки приземления и практически исключает опасность выкатывания при посадке на скользкие ВПП.
Так что же делать в ситуации с боковым ветром? Все очень просто - нужно немного повернуть нос нашего самолета в ту сторону откуда дует ветер - то есть вправо. Курс (heading) у нас будет при этом не 0 градусов, а градусов 10-15-20 (зависит от скорости ветра и нашей собственной скорости). И полосу мы теперь будем видеть не в лобовом стекле перед собой, а слева, в командирской форточке - нос-то смотрит вправо. Точнее не мы оба, а только командир, второму пилоту будет видно ее значительно хуже. В результате всех этих манипуляций получится следующее - мы пытаемся лететь вправо от полосы, но ветер нас тащит влево. В сумме - то что нужно, летим по правильной траектории. И визуально с земли это выглядит так, будто мы летим вперед левым крылом, как бы боком, то есть - "крабом" (способ так и называется - crabbed approach)!
A теперь смотрите, что будет дальше. Перед полосой начинаем чуть-чуть добирать стик на себя, переводим двигатели на малый газ, еще чуть добираем, касаемся колесами основных стоек бетона полосы - все, мы сели! Вот только сели, как и летели - боком. А это жуткая боковая нагрузка (то есть ненормальная) на основные стойки шасси, особенно на пневматики.
Лирическое отступление N3. Мне могут возразить - но ведь на Ту-154 садились именно так! И ничего. Наверное так и есть, не летал, не знаю. Хотя Ершов описывает посадку Ту-154 именно так - без выравнивания носа самолета по ВПП. Но вы просто сравните основные стойки Ту 154 и Airbus A320...
В общем, у нас так делать нельзя и от "краба" нужно избавляться!
Маневр этот в наших руководствах называется именно так - de-crabing, то есть "изгнание краба".
А делается это очень просто - перед касанием даем левую педаль и ставим нос по полосе за мгновение до того, как коснемся ее колесами основных стоек.
Тут важно помнить, что направление движения центра масс самолета остается неизменным - он как шел вдоль полосы, так и продолжает идти. Не успеет ветер его никуда утащить за оставшиеся мгновенья до касания.
А через пару секунд выйдут спойлеры, носовая стойка опустится на бетон и бороться с боковым ветром будут уже колеса. Сложно это? Да не особо. Нужно всего лишь соотнести темп выравнивания, величину и темп дачи педали и ветровые условия. Не боги горшки обжигают - научиться получается у всех.