Многие не верят: как же это в 1950 - 1960-х люди сами жили небогато, да еще и в коммуналке, и при этом имели домработницу? И как эти большей частью деревенские девушки и женщины подолгу жили в Москве, не имея прописки? Читатель канала "Московские истории" Vladimir Ergakov рассказывает об опыте собственной семьи.
Москва и москвичи всегда отличались гостеприимством и хлебосольством. В связи с этим затрону ещё один аспект, ранее, похоже, не затрагиваемый. Это - московские домработницы. Когда мы (мои родители, бабушка и дедушка, а летом 1954 года появился и я) жили в двух комнатах коммунальной квартиры в старом двухэтажном деревянном доме №5/42 на Васильевской улице, то моя семья наняла домработницу по имени Лида (я её звал "нянюкой") - 19-летнюю девушку родом из Тамбовской области. К тому времени мама после моего рождения снова вышла на работу по специальности экономиста в "Центросоюзе", а папа, кадровый военный, продолжал военную службу в звании майора.
К сожалению, у меня в архиве не сохранились фотографии моей няни. Так что, как говорится, "за неимением гербовой..." выкладываю собственный портрет в возрасте 1,5-2 лет. Примерно тогда, в самом конце 1955 года, в нашей семье и появилась Лида, имевшая образование 4 класса.
В её обязанности входили: уборка комнаты и мест общего пользования, стирка белья, уход за ребёнком, покупка продуктов, приготовление пищи. Время работы: от 8 до 20 часов. Перерывы в разное время дня. Отдых - по воскресеньям и в праздничные дни. Денежная часть зарплаты - 200 рублей в месяц. День выплат - 1-го числа каждого месяца. Для общественной работы и учебных занятий наниматель обязан отпускать домработницу не менее 2 раз в рабочую неделю. Число и дни для учебных занятий и общественной работы устанавливаются на месте группкомом, по согласованию с нанимателем, но не позже 8 часов вечера. "Расчётная книжка домашней работницы", откуда взяты все эти сведения, была подписана 18 января 1956 года.
Моя "нянюка" жила с нами отнюдь не на "птичьих правах" - мои родители оформили её временную прописку, трудоустройство, страховку. Проработала она у нас до ноября 1958 года, когда мне было четыре с половиной года.
Кстати, затем Лида вернулась к себе на Тамбовщину, вышла замуж, родила детей. Но долгие годы переписывалась с моей мамой и сохранила с нашей семьёй добрые отношения.
Еще: «Мы были зажиточными — в комнатке под лестницей жила прислуга».
Делитесь своими историями! Почта emka3@yandex.ru