Многие задаются вопросом а стоит ли ехать в Усть-Коксинский район Республики Алтай. Дескать там дорога не очень то хорошая для небольших машин, только внедорожники и паркетники могут туда добраться без особых затруднений. Но на самом деле, это не так.
Есть Чуйский тракт, который занимает пятое место в России по красоте. Почти половина дороги от Бийска до Усть-Коксы проходит именно по нему. Если ехать дальше по Чуйскому тракту в сторону Онгудая и Акташа, то дорога будет хорошей - полностью асфальтированной. И там тоже будут красивейшие скалистые огромадные горы, но есть одно но.
Чтобы добраться до этих гор нужно преодолеть грунтовые дороги с большими камнями, с узкими проездами. Некоторые дороги бывают односторонними, то есть чтобы взобраться на гору - нужно зайти кому-то и останавливать тех, кто едет вниз, да и небольшим машинам будет очень тяжко заехать на такую крутизну, приходится нанимать трактор за 3000 рублей. В дороге на Усть-Коксу такого нет - разъехаться можно везде без особых трудностей, но вот насчет асфальта - это правда. Не везде он есть и грунтовая дорога чередуется с асфальтом периодически. Но бывает так, что грунтовая дорога лучше, чем асфальтированная, потому что восстанавливать ее не так уж и сложно.
То есть ехать нужно мимо Черги, Шебалино, Топучая и возле поселка Туэкта повернуть с трассы Р-256, то есть с Чуйского тракта, так указано это шоссе в дубльгис, и ехать направо - на шоссе 84К-132. То бишь ехать в сторону Талды, Шибы, Теньги, Ело, Ябоган, Усть-Кан, а уже после этого из центра Усть-Кана ехать не направо, казалось бы по асфальту, а чуть левее в сторону Кырлык. По пути преодолеваем Семинский перевал, Ябоганский и Кырлыкский на границе Усть-Канского района.
Возле поселка Ело дорога около 40 километров полностью грунтовая. Но потом чередуется с асфальтированной, но ближе к границам районов дорога грунтовая больше и по качеству чуть хуже. Но все же по сравнению какой она была хотя бы десять лет назад - как говорят, две большие разницы. С каждым годом становится больше асфальта и грунтовые дороги выравниваются все больше.
Но есть и второй вариант. Есть дорога, по которой тоже можно ехать, но скорее все-таки не на любой машине. Много лет назад она была направлением - без асфальта почти. Сейчас же почти половина ее асфальтирована. И она на 90 километров короче, чем первый вариант. В Черге есть поворот направо в сторону Садовой улицы, а далее в сторону Улусчерги, Барагаш, Шыргайту, Беш-Озек, недалеко от Усть-Кана выезжаем на 84К-121.