Найти в Дзене
Серьёзные киношники

Трёхактная структура в кино. Что и зачем это. Создаем фильм. Шаг 4.

Оглавление
Кадр из фильма «Леон»
Кадр из фильма «Леон»

Наверняка вы замечали, что в каждом фильме есть переломные моменты, когда события начинают идти совершенно по-новому. Если не замечали, то точно ощущали. Такие точки невозврата, когда герой после случившегося уже не может откатиться к началу фильма и начать путь заново, появляются обычно в первой трети фильма и в последней.

Данные точки позволяют развивать историю динамически от наименьшей точки накала к наибольшей. Например, почти все фильмы начинаются с того, что герой живет в привычной ему среде обитания. Да, он чем-то не удовлетворен, но находится как минимум в безопасности. Этот этап — так называемая экспозиция. Здесь зрителя знакомят с героем, его окружением, миром, где он живет и с его желаниями. В полнометражном кино этот этап может занимать примерно 20-30 минут. Еще этот этап называют первым актом истории.

Первый акт

В конце первого акта происходит событие, побуждающее действие, которое требует от героя покинуть свою зону комфорта и отправиться неизвестной и наверное пугающей дорогой. Когда герой переступает порог этой точки, то уже не имеет возможности вернуться назад, мир для него с этих пор изменился, и единственное, что он может делать, это учиться существовать в нём. С этих пор мы попадаем на этап препятствий, которые преодолевает герой.

Второй акт

С переходом во второй акт у героя появляется шанс достичь желаемого, но это долгий и сложный путь. Каждое новое препятствие сложнее предыдущего. Герою может мешать внешний враг, а может, наоборот, внутренний, если герой борется со своими внутренними демонами. В определенный момент герой сталкивается с чем-то, что ему не по силам, герой проигрывает, при чем это лишает его всякой надежды, и зрителям тоже кажется, что из такого ему уже не выбраться. В этот момент герой вынужден измениться, исправить некое качество в себе, поменять способ мышления и так делее, изменить то, что мешало ему еще в первом акте, но тогда на кону не стояло так много. Это вторая крупнейшая точка невозврата в истории, когда герой меняется, что позволяет ему одолеть противника. Борьба с ним — это кульминационное событие, к которому герой шел на протяжении всей истории, это третий акт.

Третий акт

Герой побеждает противника и возвращается в свой привычный мир, но возвращается уже другим, он изменился.

Может показаться, что такая структура связывает сценаристу руки, но на самом деле почти все истории, которые мы знаем строятся на трехактной структуре, и даже ваши любимые фильмы. Заметьте, что эта структурность не помешала вам их полюбить. Всё потому, что хорошая история, правильно раскрытая тема и персонажи способны замаскировать то, что сценарий опирается на шаблон. Остается только ощущение от этих эмоциональных пиков, а это именно то, что нам нужно.