Найти в Дзене
DAR

От моноколеса до электроскейта: что лучше выбрать?

Оглавление

Казахстанцы о преимуществах и недостатках езды на электротранспорте в мегаполисе.

До пандемии COVID-19 большие города сложно было представить без загруженных дорог, переполненных автобусов и метро. Но с послаблением картина знакомые неудобства постепенно возвращаются. Полностью их избежать, скорее всего, не получится, но сократить - вполне реально. Например, с помощью личного электротранспорта. По этой причине во многих странах стали популярны сервисы по аренде электросамокатов, а летом 2020 года прокатные станции появилась в Алматы.

Электросамокат

Фото Романа Лукьянчикова
Фото Романа Лукьянчикова

Ульяна Алмаева, студентка

Модель: Xiaomi Mijia Electric Scooter

Вес: 12,5 кг

Скорость: 25 км/ч

Средняя цена: 120 000 тенге

Опыт катания: два года

Езда на самокате доставляет мне большое удовольствие, и я всегда передвигаюсь на нем в теплое время года. Чаще всего езжу от университета до дома или по делам в квадрате Тимирязева-Назарбаева-Гоголя-Байтурсынова. Передвигаюсь по велосипедным дорожкам или тротуарам.

Лишь однажды мне пришлось выехать на дорогу, но обычно я стараюсь не ездить по необорудованным улицам и проезжей части. У самоката нет зеркал, а, например, по Байтурсынова машины часто паркуются на полосе для велосипедов. Самокат заряжаю ночью, полного заряда хватает на 20 километров.

Преимущества

В час пик я доезжаю на самокате до университета за 10-15 минут, вместо 40 минут на автобусе. Однажды я чуть не проспала учебу. На такси я бы попала в пробку и точно бы опоздала, но на самокате успела вовремя. Его можно заносить почти во все здания, и много места он не занимает. Кое-где, например, в Dostyk Plaza, предусмотрены специальные стоянки. Для меня важно, что электросамокат - экологичный вид транспорта.

Фото Романа Лукьянчикова
Фото Романа Лукьянчикова

Энергосберегающий (ECO) режим позволяет расходовать меньше заряда и ограничивает максимальную скорость устройства до 18 км/ч. Через мобильное приложение MiHome на самокат можно поставить пароль, а также смотреть пробег, заряд аккумулятора и включать круиз-контроль – комфортную скорость движения, которую автоматически запоминает и поддерживает устройство.

Недостатки

Девушкам самокат поднимать не так просто, особенно, если в доме нет лифта. Также движению мешают бордюры и люди, которые ходят по велосипедным дорожкам. Чем дольше вы ездите на одном и том же заряде, например, 20%, тем ниже будет скорость устройства. Иногда приходится полностью менять аккумулятор, если старый “умирает”.

Совет

Обязательно включайте встроенный фонарик с наступлением темноты. Не стоит передвигаться по обледеневшему асфальту – я так однажды упала. Меня просто занесло на скользком повороте. Чтобы в поездке из-за ветра не слезились глаза, пригодятся очки с прозрачными стеклами. Также следите за скоростью и будьте аккуратны.

При покупке подержанного самоката в первую очередь нужно обратить внимание на исправность зарядного устройства и тормозов, а также срок эксплуатации устройства. Велика вероятность, что через год активного использования батарея потеряла 25-30% емкости.

Моноколесо

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

Геннадий Захаров, SMM-специалист

Модель: Inmotion V8

Вес: 13,5 кг

Скорость: 30 км/ч

Средняя цена: 200 000 тенге

Опыт катания: два года

Первое моноколесо я купил почти год назад специально, чтобы успевать на встречи, не попадая в пробки. Когда едешь, кажется, что летишь над дорогой. Чувствуешь себя уверенно, колесо хорошо тебя слушается. Это спокойный вид транспорта, на котором не получится «лихачить».

В день я проезжаю около 12-15 километров, передвигаюсь в основном в районе Арбата, улиц Макатаева и Байтурсынова. Моя модель рассчитана на владельцев с опытом катания на моноколесе, но без наворотов. Батареи хватает на 45-50 километров, а с нуля до полной зарядки нужно не более пяти часов. На старом Kingsong ks14m был слабый аккумулятор на 15-20 километров хода. Его едва хватало для моих целей, и приходилось возить с собой тяжёлое зарядное устройство.

Преимущества

Главный плюс устройства – его компактность. Ограничения в маневрировании незначительны – опять же, их меньше, чем у самоката или велосипеда. Подкачать колесо можно обычным насосом от велосипеда. Система управления колеса связана с мобильным приложением, где можно посмотреть пробег, настроить подсветку, установить ограничения скорости, отрегулировать жесткость педалей и реакцию на нажатие.

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

В устройство также встроена антипробуксовочная система. Колесо едет с одинаковой скоростью вверх и вниз по склону, и поэтому, в отличии от самоката, сильно не разгоняется на спуске и не тормозит на подъеме. Мне нравится, что благодаря колесу я успеваю быстро доехать на несколько встреч в разные места. Даже в обеденный перерыв, чего бы я точно не успел сделать на такси.

Недостатки

В первую очередь – это нехватка специальных полос и недоверие людей к альтернативным видам транспорта. По проезжей части ездить невозможно. Я скорее заплачу штраф за выезд на тротуар, чем поеду по дороге, потому что это реально страшно. Однажды меня подрезала машина, и я упал, но серьезно не поранился.

Моноколесо сложно осваивать:  нужно научиться держать равновесие и резко тормозить. Я учился почти неделю, передвигаясь от одного предмета к другому, постепенно увеличивая расстояние. Важно привыкнуть к скорости, научиться быстро реагировать на пешеходов или провокации автомобилистов.

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

Нужно быть ответственным участником движения. Научившись, ездишь "на автомате". Среди недостатков также и цена – моноколеса дорогие из-за сложности конструкции. Также их нелегко будет поднимать девушкам.

Совет

Я бы рекомендовал учиться у тех, кто уже катается на моноколесе. Так вы избежите лишних падений и быстрее поймете принцип. В Алматы есть сообщество моноколесников и платная школа езды Ekoleso. Покупать советую сразу хорошие колеса, мои фавориты среди производителей – Kingsong и Inmotion. 

Покупая моноколесо с рук, перед сделкой лучше проверить его в сервисе. Также обращайте внимание на состояние колеса, покрышки, пластика и нет ли следов вскрытия на корпусе. Обычно я ношу шлем и перчатки с накладками, и всем рекомендую надевать защитное снаряжение, потому что никто не застрахован от падений.

Электроскейт

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

Чингиз Шаяхмет, IT-специалист

Модель: Boosted board

Вес: 11 кг

Скорость: 45 км/ч

Средняя цена: 200 000 тенге

Опыт катания: три года

После ДТП я пересел с мотоцикла на велосипед, но встав на лонгборд понял, что для меня это гораздо удобнее и круче. Хотя раньше падал с обычного скейта и не понимал, как люди на нем катаются. Мне нравится ехать быстрее, чем машины даже не в час пик. От катания я получаю положительные эмоции и не испытываю стресс от того, что меня кто-то обогнал или подрезал на дороге.

По ощущениям - это как спускаться с горы на лыжах или сноуборде, только не надо одевать на себя много экипировки. В теплое время года я пользуюсь скейтом ежедневно, в среднем проезжаю около 50 километров в день. Езжу в основном из Алатауского района в центр города. 3-4 часовой зарядки хватает на 30-40 километров.

Преимущества

С электробордом быстро и легко передвигаться по городу. Взял его под мышку и пошел хоть в офис, хоть в кафе. Если сядет батарейка, электроскейт превращается в обычный борд, но более устойчивый.

Фото Романа Лукьянчикова
Фото Романа Лукьянчикова
Можно доехать до какой-нибудь точки на машине, а перед пробками пересесть на скейт. Однажды мы с братом устроили соревнование: я ехал на доске, а он на машине. До пункта назначения я доехал на 10 минут раньше, хотя это было даже не в час пик. В загруженный день экономия на дороге минимум 30 минут в одну сторону.

Научиться ездить на нём нетрудно, достаточно от 10 минут до получаса.  Скорость и направление движения скейта регулируется с помощью беспроводного пульта, а поворачивать нужно корпусом тела. Во время поездки задействованы мышцы ног и спины, обеспечивая физическую нагрузку.

Недостатки

На электроскейте не очень приятно кататься, когда на улице слякоть или гололед. Такие скейты выпускают без подкрылок, и в сильный дождь вода может повредить электронику. Но есть лайфхак. Можно распечатать подкрылки на 3D -принтере или просто подложить картонку. Чтобы не скользить на льду, достаточно поставить шипы на колеса.

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

Совет

При покупке электроскейта нужно учитывать наличие гарантии и сервиса у компании. Вариант алиэкспресс - это кот в мешке. Выбирайте модели с емкостью батареи и запасом хода в зависимости от ваших задач: топовые модели способны проезжать до 60 километров без подзарядки, а обычные - около 15. Чем больше емкость батареи, тем дольше нужно ее заряжать.

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

С дальностью поездок до 20 километров можно уложится в 250 000 тенге (по старому курсу). Скейты для коротких маршрутов (около 9 километров) стоят в районе 65 000 тенге. Б/у модели стоят дешевле, но учитывайте, что это транспорт, поэтому царапины и сколы - это нормально. Главное - состояние электроники. Моторы, контролер и батареи, как правило, самые дорогие детали.

Электровелосипед

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

Тимур Маркелов, звукорежиссер

Модель: HORIZON ION 2.0

Вес: 30-40 кг

Скорость: 70 км/ч

Средняя цена: 300 000 тенге.

Опыт катания: семь лет

Свой первый электровелосипед я собрал 7 лет назад, купил кит-набор, поставил аккумулятор. Модель рамы называется Ион, а двигатель китайского производства  мощностью 3 кВт. Стоимость всей конструкции примерно один миллион тенге. Купить электровелосипед можно гораздо дешевле, неплохой городской вариант можно взять за 200 000 тенге.

По городу я чаще передвигаюсь на электросамокате, а на велосипеде выезжаю за город. Мне нравится в нём чувство свободы и возможность покрывать большие расстояния. Обычно я проезжаю на велосипеде до 40 километров в одну сторону, чтобы остался заряд на обратный путь, а в более длительные поездки беру с собой зарядку.

Преимущества

Любой велосипед можно сделать электрическим самостоятельно или на заказ. В зависимости от его мощности заряда хватит на 80 километров, а если экономить и иногда крутить педали, то и на 200. Кроме того, в аккумулятор можно встроить GPS-датчик, позволяющий отследить велосипед , если его украдут. Аккумулятор полностью заряжается за два часа от обычной розетки.

Велосипед можно связать с приложением в смартфоне и отслеживать заряд батареи. Также доступны разные скоростные режимы: я поставил себе «городской» - с ограничением скорости до 60 км/ч и еще один с максимальной скоростью 80 км/ч. Сейчас двигатели в основном выпускают с температурными датчиками, но мой предыдущий велосипед был без него. Когда у меня перегрелся и сгорел двигатель, я спокойно доехал от Ауэзова-Толе би до микрорайона Зердели, крутя педали.

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

Также есть режим комфортной скорости, когда система запоминает и автоматически поддерживает нужный скоростной режим. Достаточно проехать с выбранной скоростью 7-10 секунд. Чтобы её увеличить, можно покрутить педали и при этом экономить заряд батареи.

Если ехать вниз и не нажимать на газ, аккумулятор автоматически подзаряжается. Я так однажды смог зарядить его на 10% и добраться до дома после долгой поездки в горах. Электровелосипед оснащён не только обычными тормозами. Также он замедляется при помощи двигателя и при этом автоматически заряжается, как Tesla.

Недостатки

Главный минус – цена. У электровелосипедов дорогой аккумулятор, его стоимость равна половине всей конструкции. И, конечно, сначала нужно научиться хорошо ездить на обычном велосипеде, и только потом пересаживаться на электрический.

фото Романа Лукьянчикова
фото Романа Лукьянчикова

Электровелосипед тяжелее, и у него совершенно другие скорости, но если вы умеете ездить на обычном, то быстро привыкнете к электрическому. В зимнее время его нельзя переохлаждать - на холоде аккумулятор начинает быстрее разряжаться и вырабатывать свой ресурс.

Совет

При покупке обратите внимание на аккумулятор, особенно если берете бюджетный китайский. На нем должна быть плата управления. Она не дает аккумулятору перезарядиться и предохраняет его от возгорания. На дешевых моделях плата бывает некачественной, поэтому лучше брать фирменные изделия.

Для города оптимален двигатель Direct Drive мощностью в 500 Вт и стоимостью около 100 тысяч тенге. Для поездок в горы нужен более мощный движок на 3 кВт стоимостью от 120 тысяч тенге.

От редакции

Электротранспорт, как и любое средство передвижения, травмоопасно. Поэтому не стоит пренебрегать защитным снаряжением, скоростным режимом и внимательностью к другим участникам движения.

Согласно закону “О дорожном движении” (статья 41, пункт 1) электросамокаты, велосипеды с подвесным двигателем и другие виды электротранспорта приравнены к мопедам. Также в соответствии со статьей 57 передвижение на электротранспорте по тротуарам и пешеходным зонам запрещено, как и выезд на дорогу при наличии велосипедной дорожки.

Автор: Анна Даниловская

Редактор: Роман Лукьянчиков