Наравне со сгоревшим комплексом зданий Совмина, сухумский железнодорожный вокзал является одним из символов абхазских заброшек. В советские годы вокзал обслуживал до тысячи пассажиров ежедневно, а сейчас здесь царят разруха и запустение.
Новый вокзал в Сухуме начали строить в 1948 году. Строительство продолжалось 3 года и уже в ноябре 1951 года вокзал распахнул свои двери для пассажиров. Денег на строительство не жалели - в облицовке фасада использовали мрамор и гранит, все деревянные интерьеры были выполнены из каштана, а на пол ресторана украшал паркет. Суммарно же строительство вокзала обошлось более чем в 11 миллионов советских рублей, из которых почти четверть ушла на отделку здания.
К началу 1990-х годов через вокзал Сухума проходили свыше десятка пассажирских поездов, связывавших центральные и южные районы СССР с Закавказьем. Электричкой же можно было уехать почти в населённый пункт Абхазии, расположенный вдоль побережья, а так же в шахтёрский город Ткуарчал.
А потом начался грузино-абхазский конфликт.
В годы войны движение поездов и электричек прекратилось, а сам вокзал начали использовать как склад боеприпасов. Лишь в 2004 году удалось отремонтировать пути, ведущие от российской границы до Сухума. Однако сухумский вокзал так и остался в заброшенном состоянии, превратившись в свалку и общественный туалет.
Двери и окна вокзала плотно закрыли листами железа, но попасть внутрь не составляет труда - один из листов заботливо отогнут в сторону. Лаз ведёт в один из двух залов ожидания для пассажиров дальнего следования. Когда-то здесь толпились десятки отдыхающих, ждущих свои поезда.
Проходим в следующее помещение, здесь находился ресторан. Попасть в него можно было как через зал ожидания, так и напрямую с улицы. Дверной проём справа ведёт на кухню, от которой давно ничего не осталось. Роскошный паркет, некогда украшавший пол ресторана, тоже исчез.
Возвращаемся в зал ожидания и через него попадаем в вестибюль. На потолке и стенах следы пожара. В отличие от гагрского вокзала, где интерьер частично уцелел, здесь не осталось ничего - только гарь и мусор.
Помещение с обрушившейся крышей - второй зал ожидания. Отсутствие перекрытий сделало своё дело, внутри разрослись целые джунгли.
По уцелевшей лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь растительности ещё больше. Из окон открывается вид на перрон, возле которого стоит поезд 602С Сухум - Москва.
Сейчас до Сухума ходят три поезда: из Москвы, Санкт-Петербурга и Самары. Пригородные поезда отсутствуют, хотя в локомотивном депо абхазской столицы стоит электричка ЭР-2, в 2019 году переданная сюда из Московской области (о депо можно прочесть в отдельном посте).
Что касается здания вокзала, то разговоры у его реконструкции идут уже не первый год. В итоге всё упирается в деньги, которых в бюджете Абхазии нет. Так что единственная надежда на восстановление здания - это помощь инвесторов.
Материалы по теме:
Кладбище старых вагонов и распотрошённые локомотивы: ж/д депо Сухум
Отголоски Олимпиады-80: заброшенный бассейн в Кисловодске
Заброшенная Абхазия: сожжённое во время войны здание Совмина
Списанные электрички в посёлке Рыздвяном
Заброшенная Абхазия: Платформа Абаата
Кладбище вагонов в Минеральных Водах
Заброшенная Абхазия: платформа Псырцха
Умирающий аэродром: брошенные самолёты в Астрахани
Заброшенная Абхазия: платформа "Гагрыпш"
Ни жив, ни мертв: полузаброшенный санаторий Орджоникидзе в Сочи
Заброшенная Абхазия: ж/д вокзал в Гагре