Найти тему
Италия для меня

Что обязательно нужно увидеть в Болонье: невероятная скульптура "Оплакивание Христа" Никколо дель Арки

Оглавление

Болонья – это небольшой город на севере Италии. Она славится своим университетом, одним из самых старейших в Европе. Еще здесь можно увидеть высоченные башни, назначение и причины создания которых доподлинно неизвестны: то ли их возводили для жилья, то ли для защиты, то ли чтобы похвастаться богатством (а может для всего сразу).

В городе не так много музеев, шедеврами искусства Болонья не изобилует. Но! Совсем рядом с центральной пьяцца Маджоре располагается церковь Санта Мария делла Вита. Внутри она мало чем отличается от большинства итальянских храмов. За некоторым исключением: в небольшой капелле справа от входа можно увидеть одно из важнейших произведений периода раннего Возрождения – скульптурную группу Никколо дель Арки под названием «Оплакивание Христа».

Лирическое отступление. Бесплатно посмотреть на скульптуру не получится. Но цена за вход маленькая, варьируется от 2 до 5 евро, потому как действуют скидки студентам, школьникам и т.д.

Пьяцца Маджоре. Слева возвышается фонтан Нептуна.
Пьяцца Маджоре. Слева возвышается фонтан Нептуна.

Кто такой Никколо дель Арка?

Точная дата рождения героя сегодняшнего выпуска неизвестна, вероятно где-то между 1435 и 1440 годами. Зато дата смерти сомнений не вызывает – это 1494 год. Историки искусства полагают, что скульптор родился в провинции Апулия, так как на некоторых произведениях мастер оставил подпись Nicolai de Apulia, то есть «Никола из Апулии». Нужно сказать, что в XV веке Италия еще не была той Италией, которую мы сегодня знаем и любим.

В то время – это разрозненные республики и провинции, а вся современная Апулия являлась частью Неаполитанского королевства. Скорее всего, дель Арка часто бывал в Неаполе, успел посетить Францию, а в 1462 году оказался в Болонье и надолго ее более не покидал.

Основным материалом, из которого скульптор создавал свои произведения, стала терракота. Его и называли «мастером терракотовых скульптур».

Христос из скульптурной группы Никколо дель Арки.
Христос из скульптурной группы Никколо дель Арки.

Со стопроцентной уверенностью Никколо дель Арке, кроме «Оплакивания Христа», приписывают небольшое количество произведений. Среди них Мадонна с Младенцем, располагающаяся на фасаде болонского палаццо Д’Аккурсио; два бюста святого Доминика, один из которых также находится в Болонье, а второй – в Ферраре. Терракотовый орел, символ апостола Иоанна Богослова, его можно увидеть в болонской церкви Сан Джованни ин Монте, и полноценная мраморная скульптура евангелиста Иоанна, созданная для Эскориала вблизи Мадрида.

Прозвище «дель Арка» также связано с одной из работ мастера. Между 1469 и 1473 годами он создавал убранство гробницы святого Доминика. «Arca» с итальянского переводится как «ковчег». Именно данную часть, ковчег гробницы, или еще ее можно назвать «рака», разрабатывал скульптор.

"Оплакивание Христа" в церкви Санта Мария делла Вита.
"Оплакивание Христа" в церкви Санта Мария делла Вита.

"Оплакивание Христа"

В случае с данной скульптурой имеются сомнения, касающиеся времени ее создания. Предполагается, что мастер работал над произведением между 1463 и 1490 годами. Заказчики, к сожалению, остались неизвестны.

Первое, что важно обозначить – сюжет. Это тот момент, когда Иисуса Христа только сняли с креста и вокруг собираются верные люди: Богородица, жены мироносицы, апостол Иоанн, Иосиф Аримафейский и Никодим. Нужно отметить, «Оплакивание» дель Арки то же самое по смыслу, что и, например, «Пьета» Микеланджело, только в первом случае больше героев.

Второе – то, как автор изображает само действие. Мы видим семь персонажей: шесть святых окружают Господа, лежащего на надгробной плите. На что сразу обращает внимание зритель – это эмоциональность терракотовых лиц. Посмотрите, они искажены болью, страхом, отчаянием. Некоторые из них будто находятся в состоянии аффекта, не в силах воспринять ужасную реальность. Каждая из шести фигур выражает собственные переживания, каждый герой индивидуален. Это очень важный момент для развития искусства.

Мария Клеопова и Мария Магдалина из скульптурной группы дель Арки.
Мария Клеопова и Мария Магдалина из скульптурной группы дель Арки.

Почему важный? Мы знаем, что есть Средневековье, а есть эпоха Возрождения. В Средние века вся культура претерпела некоторые изменения: с распространением христианства на европейском континенте поменялись запросы к изобразительному искусству. Отказались от следования натуре, от правдоподобия в изображении человека и местности.

Художники стремились показать все простыми и ясными линиями, чтобы зритель мог быстро узнать библейский сюжет. Это не значит, что искусство деградировало. Наоборот, в изображения закладывался большой духовный смысл, они были призваны наставлять человека, укреплять его веру, успокаивать душу.

Но примерно с XIV века художники начинали активно интересоваться окружающим миром. Они наблюдали преломление света, соотношения между предметами, пытались создать трехмерное пространство на плоскости картины, придать человеческому образу реалистичность, а также, наделить его индивидуальностью. Мастера вернулись к наследию античной Греции и произошло возрождение старого искусства.

Мироносица Саломия, Богородица и апостол Иоанн.
Мироносица Саломия, Богородица и апостол Иоанн.

В скульптуре одним из первых начал обращать внимание на эмоциональную наполненность произведений Донателло (1386-1466). Никколо дель Арка был прекрасно знаком с творчеством старшего коллеги и следовал новым традициям. Он словно оживил своих персонажей, отразив их собственные чувства.

Особенно выделяются две крайние фигуры справа: Мария Магдалина и Мария Клеопова. С выражением застывшего ужаса они подбегают к телу Христа. Рядом слева стоит в горестной задумчивости апостол Иоанн, подпирая голову рукой. За ним, словно искривленная физической болью, фигура Богородицы. Следом мы видим еще одну жену мироносицу, Саломию, – мать братьев Зеведеевых, апостолов Иоанна Богослова и Иакова. Посмотрите, как она от страха и непонимания вцепилась руками в собственные ноги.

Личность последнего героя по сей день вызывает некоторые споры. Нельзя точно сказать, перед нами Никодим или Иосиф Аримафейский. Они оба являлись тайными учениками Христа, оба, согласно традиции, изображаются в сюжетах, посвященных оплакиванию и погребению Господа. Но кто этот человек, смотрящий прямо на нас, пока остается загадкой.

Никколо дель Арка сумел вывести тогда еще средневековое искусство на новый этап развития. С уверенностью можно сказать, что, ни до него, ни после, никто не создавал настолько экспрессивных скульптур. Это совершенно уникальное произведение, оценить которое в полной мере возможно лишь увидев его воочию. Посему, находясь в прекрасной Болонье, не проходите мимо!

@Алиса Курилова

Поставьте лайк, чтобы статью увидело больше людей 👍

🇮🇹 Подписывайтесь на этот канал 🇮🇹

Интересные статьи об Италии выходят каждый день!

Рекомендую почитать про:

▶️Курс по наслаждению жизнью от итальянцев

▶️Как не ошибиться в выборе соуса для пасты

▶️Почему итальянцы считают 17 несчастливым числом?

▶️14 самых красивых городов Тосканы

▶️ Почему итальянцы не пьют капучино после обеда

▶️ 11 сказочно красивых озёр Италии

▶️ Как салат Цезарь получил своё название?

▶️ Какой режим дня у Папы Римского?

▶️ Почему итальянцы женятся на русских девушках?

▶️ Как правильно заказать кофе в итальянском баре?