В прессе только и пишут, что Дума работает и принимает всё новые и новые законы. Главным образом, чтобы всем было счастье в разнообразных формулировках. А вот озаботится о том, что действующие законы либо противоречат друг другу; что редкие, но, тем не менее, возможные жизненные ситуации остаются подвешенными, это Думу не заботит. Тут думать надо, голова заболеть может. Популярности борьба с коррупцией в широком смысле слова не прибавит. Обещания неисполнимого прибавят, а чистка закона – нет. Мал блок избирателей – правдоискателей и далеки они от народа.
Чтоб вытащить жучки из законов, это думать надо, а Дума занята другим. Чтобы сделать работающую программу, написать исходные коды, это даже не полдела, это приятная малюсенькая часть работы разработчика. Именно ради неё и идут в программисты. Это как игра. А вот найти все описки (это самое трудное), логические занозы, всё протестировать, это и есть подводная часть айсберга. Именно это и есть та часть работы, за которую платят. А для законодателя не так. Накарябал текст левой ногой. Поставил на голосование и получился суровый закон, ломающий кости тем, кто попал под паровой каток левосудия.
Чтоб не быть голословным примеры из жизни.
Умерла мама ровно за сорок дней до 94 года рождения. Смешанные чувства, что жила долго и интересно; и жаль, что могла бы и до ста, если бы не... , но об этом не здесь. Возникло из ниоткуда завещание, что все вещи в квартире завещаны сестре, а в квартире ещё прописан брат, я. А сестра, нет; она прописана в другом месте. Вопрос к правоохранителям. Кому принадлежат вещи брата находящиеся в квартире?
В законе прямого ответа нет. Суд решит. Ха! Решит суд, ждите.
В любимой нотариусами статье номер 57 закона о нотариате есть удивительная фраза: «При удостоверении завещаний от завещателей не требуется представления доказательств, подтверждающих их права на завещаемое имущество». В Гражданском кодексе такого странного положения для общества, где на всё нужно представить справку, нет, но есть Статья 1120, в которой говорится, что гражданин может распорядиться о любом(!) имуществе «в том числе о том, которое он может приобрести в будущем». Зачем тогда проверять право собственности, если любую вещь можно в теории прибрести в будущем!?
Нотариусов учат, что можно зарегистрировать завещание и на «Эйфелеву башню» (любимый пример для поражения воображения возмущённых наследников), потому что в будущем можно баснословно разбогатеть, играя на бирже, и приобрести что угодно, хоть целый мир, не говоря уже об какой-то там архитектурной достопримечательности.
Остаётся вопрос, почему завещания Александринского Столпа не продают на Дворцовой Площади, как сувениры? Может уже и продают или скоро будут после этой статьи. Вот вам бизнес идея. Договоритесь с девушками, которые снимаются с туристами. Пусть ещё и добавят плакатик: «Завещаю ангела на фотке любимой жене. Лёня» и пошлют в нотариальную контору сделать полностью законное завещание. Девушки за это возьмут наличкой комиссионные и поделятся с нотариусом, госпошлина тут в расчёт не берётся, копейки. И всем хорошо, туристу супер-сувенир для жены и чтоб повесить на стенку с фоткой, остальным денежки. И всё законно. Вы скажете – профанация закона? Конечно, профанация, а кого волнует!? Во время моей учёбы в начале семидесятых в ЛГУ была популярна фраза: «Кого половой акт чужое горе!». Наш Президент учился тогда же и там же.
Вопрос о дееспособности это отдельная песня.
В статье ГК РФ Статья 1118 п. 2 сказано, что завещание может быть осуществлено гражданином, «обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме». А вот теперь ст. ГК РФ Статья 1125: «Если завещатель не в состоянии лично прочитать завещание», «в силу физических недостатков, тяжелой болезниили неграмотности не может собственноручно подписать завещание», то нотариусу всё равно можно регистрировать. Такая вот полная дееспособность – не может прочитать, подписать не может, тяжело болен, но зато полностью дееспособен. Вперёд, нотариусы.
В моём случае нотариус, знакомая сестры, приехала домой к матери, которой за восемьдесят, чем-то больна, по словам нотариуса, а потому на дому подписывает. Сама мама из дома уже не выходит, сестра продукты приносит. И вот в такой ситуации мама якобы добровольно и полностью дееспособно, подписывает завещание, где все вещи в квартире отписывает сестре, а нотариус, которая знает, что тут и мои вещи, регистрирует. Прелесть, не правда ли? Тоталитарная дееспособность закона.
Вроде бы закон даёт возможность решить, чьи вещи в квартире даже в таком парадоксальном случае. Якобы даёт, но только на первый взгляд, если нотариус не поленится составить опись наследственного имущества. А если, нет, то и нет. В законе о нотариате есть статьи о защите наследственного имущества. В ст. 66 говорится, что делается опись наследственного имущества. В статье 64, что нотариус делает её либо по заявлению наследников, либо по своей инициативе. Вот тут-то и должны были бы вроде бы разделены зерна от плевел. Придёт нотариус и нас рассудит. Это мамино, то моё. Не придёт. Статья Гражданского кодекса номер 1171, говорит, что нотариус принимает меры по охране наследства и управлению им по заявлению одного или нескольких наследников, про свою инициативу скромненько умалчивается.
А, если вы узнали о том, что ваши вещи завещаны другому, через пару недель после смерти матери, когда сестра при визите к нотариусу предъявила якобы найденное ею завещание, а опись имущества сделать не попросила, а потом полицию вызвала, якобы, что-то пропало или попорчено. Что делать? Как защитить свои права и честное имя? А никак. Через две недели уже невозможно ничего доказать. Было ваше, стало не ваше.
Есть основания обратиться в суд, как вы думаете? Нотариус именно туда и послала или «добровольно», именно так и написала, именно это слово выбрала «добровольно!», попросить сестру признать, что мои трусы именно мне и принадлежат, хоть и заходили со мной в квартиру. Именно «добровольно», как бандит из «места встречи» или фашист в окружении. Сама нотариус ничего сделать, якобы не может, полномочий нет. Закон делов наворотить позволяет, а исправить не, не даёт такого права. В суд. Судитесь. Я попробовал по наивности. Никому не советую теперь. Обходите российский суд стороной, вот мой искренний совет. Российский суд слезам не верит, его суть заключается в лозунге, что хочу, то и ворочу, Уважаемый Суд!, так по закону надо к судье обращаться. Суров этот закон.
Вы может думаете, что задача суда, установить истину? Вы тогда наивны, как был и я. Статья 12 Гражданско-процессуального кодекса гласит, что суд создаёт условия для установления фактических обстоятельств и для многого другого хорошего. Не устанавливает, а создаёт условия(!) на основе состязательности сторон! Какая такая состязательность, если все документы налицо и здравый смысл не оставляет никаких других вариантов? Чего состязательность? Толщины кошельков? Нет! Судьи взяток не берут. Они просто по психотипу не могут. Их же не выбирают, а назначают. Ответственные назначенные официальные лица взяток брать не могут, это же незаконно, в конце концов. Они теперь гарантировано патриоты без двойного гражданства. Состязательность за симпатии судьи. Судья и есть Закон.
Какой ужас, если объективно.
«Правды нет, Россию продали, остался Труд по три копейки» - оповещала очередь продавщица союзпечати, о наличии отсутствия товара. Как знала, что будет.