Найти тему

"Катапультирование" из вертолета Ка-52

В авиации имеется два общепринятых способа аварийного покидания находящегося в воздухе ЛА: первый – это классическое парашютирование и второй – классическое катапультирование при помощи катапультного кресла.

До последнего времени, в вертолетах если и предусматривался, то только первый способ покидания терпящего бедствия вертолета.

Покидание кабины вертолета К-52
Покидание кабины вертолета К-52

Особенности аварийного покидания вертолета (катапультирования):

Во-первых, покидание кабины происходит по направлению вверх, т.е. прямо на вращающиеся лопасти винта, которые должны отстрелиться до того, как летчик покинет кабину самолета во избежании…

Во-вторых, требования к креслу вертолета отличаются от требований к катапультному креслу самолета, прежде всего из-за того, что вертолетное кресло – это амортизационное кресло на случай жесткой посадки и должно гасить высокую ударную перегрузку. По понятным для всех причинам, амортизационные качества кресла и его способность к отстрелу, технически не совместимы, во всяком случае, на данном этапе развития науки и техники. В связи с чем, катапультное кресло в вертолетах в классическом виде не применяется.

Аварийное покидание Ка-50 и Ка-52ресло К-37. С одной стороны оно "катапультное" и "амортизационное", с другой - кресло остается в кабине, а летчик покидает ЛА вместе с ракетной установкой (расположена за заголовником). Автор уверен, что с появлением большего количества аналогичных моделей, классификация подобных кресел претерпит изменения и уточнения превратившись в отдельный "вид".

Тем не менее, на вертолетах Ка-50 Ка-52 впервые в истории отечественного вертолетостроения предусмотрено аварийное покидание кабины с помощью специального отстреливающего ракетного механизма т.к. до этого, американцы разработали аналогичную систему "Янки" еще в 60х гг. прошлого века. С материалами об американском аналоге "Янки" можно познакомиться перейдя по этой ссылке.

В случае принятия решения о катапультировании и дернув ручку, срабатывает разъединение замков лопастей и происходит их отстрел (разлет) благодаря центробежной силе ускорения, после чего происходит подрыв остекления фонаря с помощью специальных подрывных устройств (пироленты на остеклении).

Следующим этапом включается двигатель ракетной установки, которая по направляющим рельсам выходит из кабины, вытягивая за собой члена экипажа буксирным способом через фал, который вторым концом присоединен к индивидуальной привязной системе.

Набрав необходимую высоту, ракетный механизм отстреливается (происходит расцепление замка) и раскрывается парашют, а летчик благополучно спускается на парашюте.

В 1991г на этапе заводских и государственных испытаний были выполнены катапультирования парашютистов-испытателей С.Б. Переславцева и М.М, Банникова.

Отцепление буксировочного фала
Отцепление буксировочного фала

Общий вид ракетной установки и буксируемого члена экипажа, у которого уже начал раскрываться парашют.
Общий вид ракетной установки и буксируемого члена экипажа, у которого уже начал раскрываться парашют.

Но как говорится, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, в интернете имеется всего одно видео, им и придется довольствоваться.

Во время ведения интенсивных боевых действий, вертолеты становятся расходным материалом и их безжалостно сбивают, что в 101 раз было подтверждено недавними боями на Донбассе и в Сирии. Сердце кровью обливается, глядя на многочисленные видеоролики с падающими боевыми вертолетами и обреченными пилотами внутри них т.к. положа руку на сердце, покинуть аварийный вертолет с парашютом практически не возможно и его роль (парашюта), если он вообще предусмотрен, ограничивается малополезной «психотерапией».

-4
-5

Не смотря на то, что для неподготовленного наблюдателя, такой способ покидания выглядит жутким и варварским, пилот не испытывает перегрузок, превышающих порог физиологической переносимости т.к. максимальная скорость вертолета не превышает 350км/ч, благодаря чему, при выходе из кабины действуют более «щадящие» силы скоростного потока.

Внедрение системы аварийного покидания кабины вертолета дало пилотам адекватный шанс на выживание в случае поражения ЛА средствами ПВО и есть все основания полагать, что на следующих поколениях вертолетов, аналогичные системы будут применяться более интенсивно, став неотъемлемым «джентельменским набором».