Переменам в библиотечной отрасли был посвящён круглый стол, состоявшийся в нашей редакции на прошлой неделе. Ответы на вопросы, почему «дом, где живут книги», потерял былую популярность, какой должна быть современная библиотека и можно ли сохранить три филиала, подпадающих под оптимизацию, искали участники дискуссии: директор волжской МИБС Руслан Герасимов, его заместитель по библиотечной работе Наталья Чурсинова, общественный деятель, координатор сообщества «Мне не всё равно! Волжский» Алексей Герасимов. И вот какие мнения прозвучали.
Алексей Герасимов: «Сначала создать альтернативу, потом закрывать филиалы»
– Сам я в библиотеке был достаточно давно — предпочитаю покупать книги, благо, есть такая возможность. Но считаю, что закрытие сразу трёх филиалов — большая ошибка. Например, если не будет филиала на Оломоуцкой — одного из трёх, подлежащих оптимизации, сразу несколько микрорайонов новой части города останутся вообще без библиотек. Нам говорят, что читателей переведут в филиал на улице Клавы Нечаевой — но там библиотека для детей. А что делать взрослым любителям книг? Несколько лет назад библиотечную систему в городе уже оптимизировали, сократив несколько филиалов, но никаких позитивных перемен волжане не увидели. Теперь нам говорят о том, что оптимизацию следует продолжать, что три филиала с наименьшей посещаемостью заменит одна современная модельная библиотека. Но в результате этого сокращения не потеряем ли мы куда больше, чем приобретём? Может быть, стоило начать с обратного: создать прежде некие кустовые пункты выдачи книг в новой части города. Их роль, к слову, могли бы выполнять школьные и вузовские библиотеки. Но если вопрос с молодым поколением можно решить, непонятно, что делать пенсионерам?
Пожилой человек вряд ли в слякоть или гололёд поедет в библиотеку на другой конец города. А у волжан старшего поколения потребность в чтении есть. Отсюда вывод: не нужно переформатировать сразу все филиалы. Пусть современные библиотечные центры соседствуют с маленькими «книжными храмами», куда приходят просто посидеть наедине с литературой.
Что должно быть в библиотеке, чтобы привлечь читателя? Комфортное пространство. И хорошие книжные фонды. Например, новый роман Пелевина стоит дорого, более 800 рублей, и если библиотека сможет мне предложить эту книгу сегодня, когда о ней все говорят, и бесплатно, я с удовольствием приду за ней в филиал и возьму почитать.
Наталья Чурсинова: «Беда библиотек в том, что они медленно перестраиваются!»
– Пополнение фондов — непростая задача. В своё время действовал хороший закон об обязательном экземпляре, который позволял всем библиотекам, от крупной столичной до маленькой сельской, получать книжные новинки, популярную литературу. А теперь, чтобы закупить книги, которые сегодня в тренде, мы должны изыскивать средства. И это одна из причин, почему мы теряем читателя.
В модельной библиотеке, грант на создание которой мы выиграли, предусмотрен фонд в количестве 30 тысяч книг. Он будет регулярно пополняться новинками исходя из читательского спроса — данный пункт заложен в программе, и средства гранта на эту цель предусмотрены.
…Времена меняются, но не меняется суть: библиотека сегодня, как и 30 лет назад – источник информации. Просто прежде она была чуть ли не единственным источником, где читатели могли получить нужные данные или взять почитать литературную новинку, а сегодня есть альтернатива – Интернет, который экономит время на поиск. Требуется всего-то два клика, чтобы найти всё, от египетских пирамид до состава духов «Шанель № 5». А в библиотеку приходится идти, заполнять формуляр, рыться в каталогах… и в итоге нужной книги может не оказаться. Беда библиотек в том, что они слишком медленно перестраиваются — потому и потеряли часть аудитории.
Но мы пытаемся вернуть читателей. И в первую очередь, делаем ставку на молодёжь.
Руслан Герасимов: «Система должна отвечать на запросы времени»
– Почему именно на молодёжь? Потому что это самая прогрессивная часть общества, с которой в общем понимании связано движение вперёд. Очень хочется уйти от стереотипа: «Библиотека? А, это что-то пыльное, отжившее, пахнущее нафталином, интересное только бабушкам и дедушкам». Нет! На самом деле, сегодня библиотека – и в России, и в других странах мира – уже не просто хранилище книг, это информационное пространство, куда идут люди всех возрастов, чтобы не только отыскать нужную литературу, но и посетить семинар, поработать с архивами, пообщаться, выпить кофе… И к созданию таких центров мы стремимся в Волжском. Подобная маркетинговая идея оправдала себя в торговле: в большой торговый центр посетитель заглядывает на минуту, чтобы купить крем для бритья, а заодно посещает ещё несколько отделов, кинотеатр, кафе… И мы надеемся, что человек, который придёт к нам в лофтовое пространство отдохнуть и развлечься, в итоге станет нашим верным читателем.
На вопрос, можно ли было обойтись без закрытия филиалов, отвечу: наверное, да. Но вот пример: чтобы открыть в одном из филиалов класс 3D-моделирования, мы должны привезти туда компьютеры из других библиотек, ибо у нас нет средств оснастить каждую из них нужным количеством техники. Что важнее: один филиал с хорошими фондами, с медиаоборудованием, или пять – со старыми книжками? Ответ очевиден. Есть и финансовая сторона вопроса: сегодня город не может позволить себе содержать библиотеки, в которые никто не ходит. Это не памятник и не склад. Что касается предложения открыть «кустовые» библиотечные пункты, мы как раз решаем этот вопрос.
Теперь о модельной библиотеке, грант на создание которой выиграла библиотечная система города. Мы сделали ставку на филиал № 16 на проспекте Ленина, по соседству с которым находятся два вуза. Потому решили превратить его в библиохолл, куда студенты могут прийти после занятий, пообщаться, посмотреть кино, посетить мастер-класс, получить ещё какой-то интересный контент. Задача модельной библиотеки – не подменять, а дополнять вузовские, фонды которых составляют только учебники.
Что ещё ждёт читателей нового филиала — не сразу, но, надеюсь, в недалёком будущем?
l Мультиформатное медиапространство:
читатель, пришедший за книгой «Код да Винчи», сможет получить её в бумажном и аудиоварианте, посмотреть фильм, получить адреса фан-форумов.
l Он станет центром для живого общения.
Это тренд: во всём мире библиотеки превращаются в место встреч по интересам, где можно отдохнуть от интернет-формата.
l Максимум информации в «облаке»:
создание онлайн-библиотеки, которой можно будет пользоваться с любого устройства, подключенного к Интернету.
l Мультимедийный центр:
наш читатель сможет получить доступ к различным системам дополненной реальности, будь то интерактивные объёмные географические карты или 3D-модели семи чудес света.
l Центр сохранения местной культуры:
именно библиотеки могут и должны взять на себя роль хранилища национального языка, культуры, истории малой родины.
При этом, замечу, большинство услуг мы предложим нашим посетителям бесплатно.
Добавлю, что филиал № 16 — это лишь первая ласточка. Федеральные грантовые конкурсы продолжаются, мы намерены и впредь в них участвовать. И выигрывать, чтобы превращать волжские библиотеки в центры общественного притяжения.
Особое мнение
Поделиться своим взглядом на проблему мы попросили издателя, члена Общественной палаты Волгоградской области, председателя регионального отделения Союза журналистов России Вячеслава Черепахина:
– Процесс модернизации волгоградских библиотек, стартовавший несколько лет назад, продолжается, но уже сегодня ясно, что обновление посетители воспринимают, скорее, позитивно.
Конечно, закрытие библиотек вызывает мало положительных эмоций. Ведь с ними мы ассоциируем культуру, интеллект, начитанность и интеллигентность – качества, которыми многим хотелось бы обладать.
При этом надо понимать, что переход в информационную эпоху требует и изменения информационных ресурсов и институтов. Это раньше библиотеки могли быть хранилищем данных. Сейчас эта функция на 99,9% принадлежит Интернету, и библиотека должна стать общественным местом реализации тех же самых культурных, интеллектуальных абмиций граждан. Она может дать думающему человеку то, чего не дает Интернет – сообщность, единомыслие, живое участие в дискуссии, сопереживание, и многое другое. Поэтому обновление формата библиотек привлечёт сюда эту самую категорию граждан, а не только учащихся, которые находятся в поисках специальной литературы или редкого издания.
Конечно, до сих пор ещё велика доля людей, которые хотят читать именно бумажную книгу. Но число таковых, по моему убеждению, будет и дальше снижаться, поэтому модернизация библиотек как общественного пространства должна продолжаться всё интенсивнее.
Да, закрытие библиотек – фактор, скорее, негативный. Но если это поможет обновлению всей остальной библиотечной сети, такой ее модернизации, которая бы отвечала вышеуказанным потребностям – это делать необходимо. И уверен: конечным результатом должно стать увеличение посетителей библиотек. Даже при снижении их количества. Это достижимо, и к этому надо стремиться. Конечно, в дискуссии с гражданским обществом, с общественниками, экспертами и самими сотрудниками библиотек, чьим опытом нельзя пренебрегать.