Конечно, не совсем бесплатная. Оплатить проезд на трамвае все-таки придется. Но 50 рублей за два часа любования Петербургом – это более чем приемлемо.
Трамвайный маршрут №40 является самым протяженным в Санкт-Петербурге. Его длина составляет примерно 29,8 км. Для сравнения, протяженность нашей Северной столицы с востока на запад – около 25 км. Если прокатиться на этом трамвае от начальной до конечной остановки, то вы практически пересечете весь город.
Рельсы 40 трамвая проложены по очень живописным улицам, а из окон трамвая можно увидеть огромное множество петербургских достопримечательностей и познакомиться с разными архитектурными стилями от советской типовой застройки до барокко.
Рекомендую всем гостям и жителям города хотя бы раз проехаться по этому маршруту. В холодное время года это будет достойной альтернативой пешей прогулке.
Лучше для неторопливой и комфортной поездки выбирать дневное время, чтобы избежать давки в час пик. Поездка по времени длится 1,5-2 часа в зависимости от дорожной обстановки.
Предлагаю совершить фотоэкскурсию по всему маршруту трамвая №40, а потом вы обязательно посмотрите все это в живую.
Начинается трамвайная экскурсия от станции метро "Политехническая". Трамвай едет мимо белоснежного главного здания Политехнического университета, построенного в 1899 году стиле неоклассицизма.
Практически напротив университета расположено здание Физико-технического университета им. Иоффе РАН. Здание построено в 1912-1916 гг. так же в стиле неоклассицизма.
Далее трамвай движется по Политехнической улице и проезжает мимо НИИ Телевидения (Политехническая, 22), где в 1949 году был разработан первый в стране массовый телевизор КВН-49.
Следуя дальше, трамвай поворачивает на площадь Мужества и проезжает совсем близко от пушки ЗиС-3 времен ВОВ и противотанковых ежей.
Затем трамвай поворачивает на 2-й Муринский проспект. Здесь расположен с виду не особо примечательный объект – лицей им. Неболсина (ранее школа №121). В этом здании в 1966 году дал один из своих первых ленинградских концертов Владимир Высоцкий.
Проехав зеленый и тихий 2-й Муринский проспект, трамвай выезжает на Светлановскую площадь с архитектурным ансамблем в стиле сталинского ампира. Светлановская площадь получила свое название от расположенного рядом завода "Светлана", выпускающего световые лампы накаливания ("СВЕТовые ЛАмпы НАкаливания").
Следующая достопримечательность по маршруту трамвая №40 – это дом, в котором находилась конспиративная квартира, служившая в 1917 году убежищем для Владимира Ленина. На здании установлена мемориальная табличка, в сквере перед входом стоит бюст Владимира Ильича.
Затем трамвай подъезжает к станции метро "Черная речка" и увлекает за собой пассажиров в исторический центр города.
Через окна трамвая прекрасно видно знание Военно-морской академии им. адмирала Кузнецова , а также декоративные элементы эстакады Ушаковского моста в виде пушек, шлемов и щитов.
Можно полюбоваться чудесными видами на телебашню и Лахта Центр, открывающимися с Ушаковского и Каменоостровского мостов. Трамвай стремительно проезжает загадочный Каменный остров с его многочисленными старинными особняками и "фирменными" петербургскими сфинксами (которых все-таки можно разглядеть из окон трамвая).
А трамвай следует дальше, на Аптекарский остров. И справа взгляду пассажира открывается великолепное здание Иоанновского женского монастыря. Монастырь основан праведным Иоанном Кронштадтским, внутри монастыря покоятся его мощи.
Затем трамвай едет по очень живописной набережной реки Карповки, и приходится крутить головой во все стороны, чтобы рассмотреть проносящиеся мимо старинные доходные дома и особняки.
Мне больше всего нравится виднеющаяся чуть в стороне башня особняка Марии Савиной с вензелями-буквами АЕ (от Анатолий Евграфович Молчанов, он заказал постройку этого дома для жены). Сам Молчанов был председателем Русского театрального общества.
Свернув с набережной на Петропавловскую улицу, а затем на улицу Льва Толстого, трамвай едет мимо огромной, похожей на отдельный городок, территории Первого медицинского университета им. Павлова. На одном из корпусов сохранилась старинная надпись "Женский медицинский институт 1897 г.", а повыше расположена круглая эмблема: венок из лавровых и дубовых ветвей, в котором помещен посох Асклепия (бога врачевания), профиль богини здоровья Гигеи и факел как символ жизни.
Далее трамвайный маршрут №40 идет по старинным улицам Чапаева и Куйбышева, которые в свою очередь ведут в самое сердце Петербурга.
Выезжая на Троицкую площадь Петроградской стороны, можно полюбоваться видами Петропавловской крепости, Невы и парадного Петербурга.
Совсем близко можно рассмотреть здание Музея политической истории России.
А затем трамвай повернет и пройдет рядышком с Соборной мечетью.
Двигаясь по дугообразному Кронверкскому проспекту, трамвай провезет пассажира-путешественника мимо театра "Балтийский дом", Мюзик-Холла и Планетария. Как на ладони предстанут их величественные здания. А следом за ними появится белый медведь Ленинградского зоопарка.
"Вырулив" на проспект Добролюбова, трамвай проедет мимо СК "Юбилейный", а напротив него будет хороший обзор на Князь-Владимирский собор.
Мимо метро "Спортивная" и стадиона "Петровский" через Тучков мост трамвай №40 въезжает на Васильевский остров, который сам по себе можно назвать достопримечательностью. И трамвай проезжает весь Васильевский остров вдоль по Среднему проспекту. Из наиболее любимых мной объектов можно увидеть Лютеранскую церковь Св. Михаила.
И здание Геологоразведочного музея.
Напротив этого музея есть еще и другой – Музей электротранспорта, в котором представлены старинные трамваи, троллейбусы и конки.
Со Среднего проспекта трамвай поворачивает на Гаванскую улицу, от которой рукой подать до Ленэкспо. И далее по Наличной улице устремляется к конечной остановке своего маршрута – улице Кораблестроителей.
Конечно, невозможно рассказать о всех достопримечательностях, мимо которых проложен этот интересный маршрут. Пришлось бы писать целую книгу, а не статью.
Но здесь главное – рассказать вам, читатели, о возможности посмотреть на Петербург с другого ракурса. Это доступная и необычная экскурсия по городу рисует неповторимый облик города, где через окна трамвая можно увидеть смену стилей, эпох и проникнуться волшебной атмосферой Петербурга.