Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Как «английский аристократ» стал «крутым малым»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Есть фильмы, к юбилею которых надо готовиться загодя. Хотя бы потому, что они оказали воздействие на кинематограф. Ну, если не весь в целом, то, по крайней мере, на ту его часть, что относится к т.н. «криминальному кино». Мы подразумеваем легендарный фильм «Убрать Картера». Причем, не его ремейк с Сильвестром Сталлоне в главной роли, а оригинальную кинокартину, которая была выпущена на экраны в марте 1971 года

Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)
Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)

Сначала давайте рассмотрим, что в этой ленте было принципиально нового? Во-первых, находившийся в начале своего творческого пути талантливый режиссер Майк Ходжес дал начало британскому нео-нуару. Активно обсуждаемый ныне Гай Ричи - всего лишь «эхо» данной легендарной ленты. К слову сказать, «следы Картера» можно найти в доброй половине британских криминальных фильмов последних десятилетий

Джек Картер читает наур-роман Реймонда Чандлера. Частный прием в нео-нуаре - расположить "внутри" ссылку на классический нуар. Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)
Джек Картер читает наур-роман Реймонда Чандлера. Частный прием в нео-нуаре - расположить "внутри" ссылку на классический нуар. Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)

Майк Ходжес фактически поменял их формат. Британский нео-нуар отличается жесткой, циничной беспринципностью. Опять же фактически прямые цитаты можно найти и в «Красном райдинге» (вспоминайте сцену с заводским трубами), и в «Гангстере №1» (вспоминайте сцену отвязных вечеринок), и в десятках прочих кинокартин.

Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)
Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)

Вторым важным моментом является то, что именно Майк Ходжес сделал «крутым» прославленного актера Майкла Кейна. До этого он воспринимался как «аристократ». Персонажи Кейна носили очки и были подчеркнуто вежливы. Даже в роли агента Палмера (фильм 1965 года «Досье Икпресс») он рассудителен и заметно трусоват. Однако в роли Джека Картера он стал отчужденным, иронично-холодным и вызывающе-жестоким. Именно подобный стиль копировал в криминальных драмах конца 70-ых годов Ален Делон.

Афиша фильма "Убрать Картера" (1971)
Афиша фильма "Убрать Картера" (1971)

Майк Ходжес вообще отличался тем, что делал «крутыми» непривычных для этого актеров. Например, он таким явил Клайва Оуэна в фильме 2000 года «Засну, когда умру» (ленту можно полагать вольным переосмыслением «Картера»). До этого Оуэн представал перед публикой в образе задумчивого интеллектуала.

Майкл Кейн в образе "Джека Картера"
Майкл Кейн в образе "Джека Картера"

Формальная история, которая положена в основу сюжета фильма «Убрать Картера» (1971), проста. Лондонский «решала» приезжает на север страны на похороны брата. Однако явленная версия гибели категорически не устраивает Джека Картера; а прозрачные намеки – «вот вам билет на ближайший поезд» - только пробуждают злые инстинкты крупного хищника. Он даже мстит не из большой любви к покойному брату, а потому что, «так надо».

Майкл Кейн в образе "Джека Картера"
Майкл Кейн в образе "Джека Картера"

Картер – напоминает острозубую акулу, по-своему совершенное создание. Но лучше бы за этим существом наблюдать с расстояния. Ему чужды сомнения, даже расстройство чувств он демонстрирует лишь один раз в фильме, когда видит «компрометирующий» фильм. Это указывает на то, что Картер не хищник сам по себе. Просто ему удобнее быть хищником. Если все знают, что ты беспощаден, то не будут просить пощадить. В европейском кино впервые была отчетливо и вполне очевидно показана криминальная жестокость. Это не какая-то «благородная месть», как её являли в вестернах. Голубые холодные глаза Картера смотрят на «виновных» и пронзают словно кусочки льдинок.

Майкл Кейн в образе "Джека Картера"
Майкл Кейн в образе "Джека Картера"

Фильм вызывал нечто вроде культурного шока в тогдашнем обществе. Но не отторжение, не возмущение, а стыдливое признание, что «нам нравится этот персонаж». Не случайно именно после «Убрать Картера» Майкл Кейн стал «героем» фото-серии «а-ля Картер», хотя подача материала на фото отличалась от сюжета фильма.

Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)
Кадр из фильма "Убрать Картера" (1971)

Лишенный показного сопереживания Картер, по сути, обречен. Если в оригинальном романе вопрос о судьбе персонажа остается открытым, то Майк Ходжес лишил зрителя всяких надежд. Людям, подобным Джеку Картеру, едва ли найдется место в «нормальном» обществе. Они не смогут остановиться, а потому сама судьба должна остановить их. Опять же лента «Убрать Картера» была едва ли не из первых, которые впервые за многие десятилетия вернули в криминальное кино «отсутствие хеппи-энда». Если вы не видели этот фильм, то он просто обязателен к просмотру.

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару