"Что? Где? Когда?" исполняется 45 лет
Этот долгожитель на российском телевидении стал родоначальником целого направления – интеллектуального шоу. Многие россияне уверены: несмотря на то, что знатоки продолжают «сражение» с телезрителями, наше общество почти за полвека «отупело» и «деградировало». О том, модно ли сейчас быть интеллектуалом, и кто может составить конкуренцию «Что? Где? Когда?»
«Островки чистого разума»
Напомню, «Что? Где? Когда?» изначально был семейной викториной. Ее впервые провели 4 сентября 1975 года. В 1976 году игра трансформировалась в телевизионный молодежный клуб "Что? Где? Когда?". В записи первой телепередачи приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ.
В игре появился знаменитый волчок, стрелка которого выбирала знатока для ответа на вопрос телезрителя. Ответил на вопрос: получи приз - книгу. Ответил на семь вопросов: получи главный приз - комплект книг. Тогда минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый знаток играл сам за себя.
Бессменному ведущему «Что? Где? Когда?» Владимиру Ворошилову в 1976 году было запрещено появляться в кадре. Поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну интеллектуальную битву. Затем в телепередачу вернулся Ворошилов.
Публицист Анатолий Вассерман отметил, что игра была очень популярна в конце 1970-х начале 1980-х годов. Новые смыслы в «Что? Где? Когда?» зритель разглядел в эпоху «тотальной борьбы с грамотностью», которая, по мнению Вассермана, в нашей стране началась в перестроечное время – в конце 1980-х годов.
«В последние годы существования СССР на экраны полезло всякое мракобесие в виде экстрасенса Александра Кашпировского, целителя Аллана Чумака. Пользуясь тем, что предыдущая советская история приучила нас к тесности публичных выступлений, они лили потоки бреда в незащищенные головы граждан. На этом фоне «Что? Где? Когда?» и отпочковавшейся от него «Брейн-ринг» были последними островками более или менее чистого разума», - считает Вассерман.
Борьба с грамотностью
Публицист отметил, что до середины 1990-х годов главной целью российского образования было формирование целостной картины мира. Он подчеркнул, что она не была прописана ни в одной методичке, но учебные программы формировались таким образом, что был понятен курс государства. В нашем время, уверен Анатолий Вассерман, главная цель образования – разрушить целостную картину мира, представить события как не связанный между собой набор фактов.
Интеллектуальные игры – «последний форпост целостной картины мира», уверен публицист. Вопросы в них не на знания, а на рассуждения. Ответ можно найти только опираясь на более или менее общеизвестные факты, применяя к ним различные нетривиальные рассуждения.
«Получается «Что? Где? Когда?», пусть даже это некоторые не осознают, - отдушина здравого смысла и здравой мысли. Популярность интеллектуальных игр в том, что они противостоят магистральному направлению разрушения интеллекта. Люди тупеют, потому что их намеренно отупляют. Наши граждане сознательно или неосознанно начинают этому сопротивляться», - сказал публицист.
По данным Вассермана, сейчас в спортивных интеллектуальных играх по всему миру регулярно участвуют около 25-30 тыс. человек, из них примерно треть соревнуется между собой в России.
Главные заслуги «Что? Где? Когда?»
Знаток клуба «Что? Где? Когда?» Михаил Барщевский подчеркнул, что популярная телепередача не была списана с западных шоу, а придумана советскими интеллектуалами. Этот уникальный формат позволил «Что? Где? Когда?» не только 45 лет продержаться на гребне телевизионной волны, но и создать целое движение интеллектуальных игр в нашей стране.
«Одна из заслуг «Что? Где? Когда?» – часть молодежи продолжает читать книги, а не пропадать в гаджетах. Игра показывает, что умным быть сегодня модно. Ни крутым, ни брутальным, а умным. У этой телепередачи сегодня достаточно много врагов. «Что? Где? Когда?» - удачный медийный продукт», - подчеркнул Барщевский.
По его мнению, завистники интеллектуального шоу хотят его очернить любым способом, так как не могут создать собственный качественный контент. Поэтому они вбрасывают в СМИ информацию о том, что в телепередаче участвуют недостойные люди, которым заранее известны ответы на вопросы. Барщевский до сих пор удивлен появлению данных слухов, так как телепередача выходит в прямом эфире, никто ее не монтирует, факты в ней не подтасовывают.
«Вопросы от телезрителей приходят разные. Бывают блестящие, бывают – дурацкие. Очень много вопросов на знание. Хотя, «Что? Где? Когда?» - передача не про знания, а про интеллект, эрудицию, логику. Поэтому не стоит спрашивать у знатоков о том, сколько башен у Кремля», - подчеркнул Барщевский.
По его мнению, интеллектуальные передачи не претендуют на очень высокий рейтинг. По этой причине в свое время с телеканалов исчез «Брейн-ринг», который считали первой лигой «Что? Где? Когда?». Барщевский подчеркнул, что количество интеллектуалов в любом обществе не превышает 15%. Массовую аудиторию интересует футбол, подвижные игры, стендаперы, тиктокеры, самые высокие рейтинги у «желтизны». Поэтому «Что? Где? Когда?» не может конкурировать с Comedy Club в борьбе за зрительскую аудиторию.
«Телепередача развивается эволюционно, а не революционно. Я бы предложил, чтобы среди всех вопросов, которые ложатся на стол, был один на остроумие. На него нужно ответить шуткой. Знатоки должны догадаться: в чем шутка. Телепередаче нужны шутейские вопросы», - считает Барщевский.
Конкурент «Что? Где? Когда?»
Многие уверены, что приемником клуба знатоков «Что? Где? Когда?» стала интеллектуальная игра «Мозгобойня». Она занимает 8 место в рейтинге самых выгодных франшиз Forbes 2020 года среди франшиз с инвестициями до 1 млн рублей. В «Мозгобойню» играют в 17 странах и 272 городах мира. Стоимость франшизы 75 тыс. рублей, после покупки которой, ежемесячный доход может составить от 150 тыс. рублей. Кировский предприниматель Александр Иванов организует «Мозгобойню» уже 21 месяц. За это время ему далось заработать на интеллектуальной игре более 10 млн рублей.
«Многие считают, что «Мозгобойня» - наследница «Что? Где? Когда?». Но это не так. У нас другой формат. Это игры в барах с закуской и выпивкой. «Мозгобойня» - более развлекательная игра, чем интеллектуальная. Поэтому сравнивать ее со «Что? Где? Когда?» не совсем верно. По формату, она больше походит на «Брейн-ринг», - отметил Иванов.
Он подчеркнул, что у россиян растет спрос на интеллектуальный досуг. Наши граждане устали от банального общения в кафе. Иванов отметил, что на «Мозгобойню» приходит достаточно много высокоинтеллектуальных молодых людей, научных сотрудники вузов, студентов. Поэтому он не согласен с заявлениями о том, что общество деградировало. Иванов не исключает, что «Мозгобойня» может стать телевизионным шоу и даже составить конкуренцию «Что? Где? Когда?».
«Почему нет? Люди смотрят «Что? Где? Когда?». У данное телепередачи до сих пор много поклонников. Поэтому телевизионную версию «Мозгобойни» также будут смотреть. Для этого нужно хорошо спродюсировать формат данной игры. Все возможно», - резюмировал Иванов.
Спасибо, что дочитали до конца! На "Киноамнезия" Вас ждет много всего интересного! Не уходите, а ждите "горячих" мнений на новости из мира кино, музыки, телевидения, литературы, игр.