Найти тему
Public Transport Travel

Казанское кольцо. Начало эпохи LRT в России?

Оглавление

29 августа 2020 года было запущено движение по Большому Казанскому Кольцу. Это крупная магистраль, которую строили около 10 лет и она могла стать очередной магистральной дорогой в крупном городе, если бы не один момент...

Казанский кейс

Магистраль для российской практики не стандартная, так как включает в себя трамвайную линию, частично обособленную от общего потока. Решение весьма интересное и общим тенденция дорожного строительства в РФ не соответствует, обычно трамвай у нас убирают с крупных дорог, ради расширения проезжей части для автомобилей. В Казани решили иначе и во многих местах новая линия скорее построена по образу LRT, нежели классических трамвайных линий. Обособление делает возможным ускорения движения трамваев и переходом его в категории "маленького" метро, а не автобуса переростка, как его обычно у нас воспринимают.

Трамвайная линия номер 5. На карте трамваи внешнего кольца, после 21:00.
Трамвайная линия номер 5. На карте трамваи внешнего кольца, после 21:00.

Стандартизация LRT

LRT или скоростной трамвай, как у нас любят его назвать, является системой скоростного транспорта приближенной к метрополитену и при грамотном расположении и технологии обособления может конкурировать по провозной способности с линиями метро средней загруженности. В Париже линии LRT, например, позиционируются, именно, как метро и является полноценной частью системы скоростного транспорта. При максимальной распространённости таких систем по всему миру, единых стандартов строительства для легкорельсового транспорта ещё не узаконено. Эта же проблема есть и в России, у нас чёткого разделения стандартов строительства обычных и скоростных трамвайных линий на данный момент нет, хотя само определение скоростной трамвайной линии - есть:

3.36 скоростная трамвайная линия: Участок трамвайной линии протяженностью не менее 2 км, на котором достигается расчетная скорость сообщения в часы пик 21 км/ч и более.

Так её определяет СП 98.13330.2018 Трамвайные и троллейбусные линии от 2019-05-21. 21+ км\ч не густо, так что губернатор, обещая скоростной трамвай очередному городу, имеет в виду скорее всего именно эти стандарты.

Обособление иногда не спасает от автомобилистов. Фото: Дима Канеки / transphoto.org
Обособление иногда не спасает от автомобилистов. Фото: Дима Канеки / transphoto.org

Успех Татарстана можно повторить?

Можно и нужно. В России есть города, которым метро явно не по карману, а вот трамвай - вполне. Ульяновск, Саратов, Челябинск и Краснодар - то что пришло в голову с ходу. У этих регионов нет реальных возможностей построить полноценную систему метро, даже лёгкого, а вот трамвай можно, ибо есть и инфраструктура, и опыт эксплуатации. Другое дело, что перед строительством или модернизацией существующей системы, нужно чётко законодательно разграничить понятие трамвайной линии и линии легкорельсового транспорта. Ну и главное, доказать деятелем государства, что трамвай это не неуклюжий и большой автобус, а маленький поезд метро. И опора транспортной сети города, а не его проблема.

Трамвай на необособленной части маршрута. Источник: transphoto.org
Трамвай на необособленной части маршрута. Источник: transphoto.org

Отсебятина

Повторю слова известного блоггера, что трамвай во многих случаях лучше, чем метро. Это очень хорошо видно в Самаре, где по наблюдениям, две Татры наполнялись не хуже 4 вагонного поезда метро. Идея разрешать миллионикам закапывать миллиарды под землю пришла к нам из той эпохи, когда миллиарды можно было не считать. Не возьмусь утверждать что и на трамвайных линиях "не закапывают", но их строительство проще и контролируемо со стороны народа, а это накладывает определённые обязательства и ограничения. Очень жаль Воронеж, который в плане возможностей строительства чего-то вроде LRT, имел не плохие шансы, но судьба распорядилась иначе. Сейчас ближе всего к реализации находится Казань, Саратов и Краснодар. Их трамвайные сети имеют возможности перерасти во что-то большее и планы на это уже есть.

Одна из последних обновок в Краснодаре. Источник: transphoto.org
Одна из последних обновок в Краснодаре. Источник: transphoto.org