Почему на вечеринке с друзьями часы пролетают незаметно, а на скучной лекции каждая минута длится вечность? Как устроен механизм восприятия времени у животных и людей и что такое внутренние часы? На эти вопросы мы попытаемся ответить в данном материале.
Предыстория
Наверняка вы заметили, что пандемия существенно перекроила наши ежедневные практики. Мне, например, на протяжении 3-х месяцев не нужно было вставать рано на работу, суетливо бегать по переходам в метро или ходить на обед в середине рабочего дня. И в начале мне это даже нравилось, наконец удалось сделать передышку от бешеного московского ритма и жесткой будничной структуры!
Но в какой-то момент я начал замечать, что отсутствие этой структуры и четко отмеренных интервалов очень сильно искажает мое привычное восприятие времени. Через 50 дней самоизоляции я перестал замечать, как пролетают дни, и даже постоянно забывал, какое сегодня число или день недели. Я начал задумываться о том, как в целом устроен механизм восприятия времени.
Еще в детстве я замечал, что время может идти по-разному. С 5 лет меня заставляли играть на пианино. На самом деле у меня неплохо получалось, я выигрывал конкурсы, иногда даже походил на тру пианиста. Но, если честно, я всегда это ненавидел. Мне больше нравилось пинать мяч с пацанами, играть в фифку, смотреть на муравьев, делать что угодно, лишь бы не отрабатывать пассажи по 3 часа под аккомпанемент из унижений и криков моей учительницы музыки.
Так вот, уроки музыки были адом, меня дрессировали как собаку. Обычное занятие было настоящей проверкой моей выдержки и выносливости, потому что длилось оно бесконечно долго. Я даже придумывал для себя всякие мелкие приемчики, чтобы облегчить ожидание.
Например, я четко помню, что в начале каждого занятия я снимал наручные часы, клал их на пианино лицом к себе и мониторил, сколько времени осталось до конца занятия. Обычно, когда я смотрел на часы, проходило +/- 2 минуты, — такой промежуток означал, что занятие очень душное. Но бывали моменты, когда при взгляде на часы проходило 10, а иногда 20 минут, и тогда я по-настоящему радовался. Значит получилось отвлечься и пропутешествовать во времени ближе к моменту, когда я приду домой и смогу поиграть в комплюктер.
К середине самоизоляции эта история начала все чаще всплывать в памяти, и я захотел разобраться, как работает человеческое восприятие времени и что на него влияет. Вообще время и восприятия времени — темы многогранные и давно изучаются в разных науках. Мы с вами рассмотрим восприятие времени в рамках социальной и когнитивной психологии.
Эксперимент с голубями
В психологии восприятие времени чаще всего рассматривается через призму концепции внутренних часов и Теории Скалярного Ожидания (Scalar Expectancy Theory) Джона Гиббона. Концепция внутренних часов и Теория Скалярного Ожидания – это два столпа, на которых основываются сотни исследований. Давайте по порядку.
⠀
В 1977 году американский ученый Джон Гиббон занимался изучением процесса восприятия времени у животных. Делал он это следующим образом: брал голубей и давал им еду через определенные временные интервалы (допустим, 2 минуты). То есть использовал классическую схему нашего с вами соотечественника Павлова по формированию условного рефлекса.
Так вот, получив еду в первый раз, голуби продолжали тусоваться возле окошка в ожидании новой порции. Но после нескольких итераций данной процедуры, они поняли, что смысла тусить все время возле окошка нет. Можно подлетать примерно через 2 минуты, и еда будет на месте. В итоге, спустя несколько попыток, голуби подлетали к окошку прямо перед его открытием и получали свою порцию.
Что хотел этим экспериментом доказать наш американский друг? Он хотел доказать, что можно научить животных (в данном случае голубей) совершать действие через определенные временные интервалы. В итоге эксперимент показал, что животные (1) способны воспринимать и считать время; (2) способны делать это достаточно точно.
Но на этом он не остановился. Гиббон проверил тот же механизм на разных временных промежутках и выяснил, что в определенный момент голуби начинают отсекать интервалы между вознаграждениями достаточно точно и с сопоставимой погрешностью.
То есть, если взять интервал в 10 секунд, то погрешность принятия решения будет +/- 1 секунда, если интервал увеличится в 6 раз (до 60 секунд), то и погрешность увеличится во столько же раз, то есть до +/- 6 секунд. Способность довольно точно определять время связана с механизмом работы внутренних часов. Тут собственно начинается самое интересное.
Концепция внутренних часов
Внутренние часы работают следующим образом. Есть 3 уровня: (1) часы, (2) память и (3) принятие решения.
1. Уровень часов
Начнем с уровня часов. Представьте, что внутри каждого из нас есть механизм, состоящий из трех компонентов: метронома, переключателя и аккумулятора. У каждой части данного механизма есть своя функция.
Маятник метронома постоянно двигается в определенном ритме. Аккумулятор накапливает энергию от каждого движения маятника. Переключатель соединяет между собой метроном и аккумулятор. Как раз с помощью переключателя метроном может передавать энергию от движения маятника на аккумулятор.
Переключатель может находиться в двух состояниях (вкл/выкл). Обычно переключатель межу метрономом и аккумулятором выключен, то есть импульсы от движений маятника на аккумулятор не передаются. Но как только мы заостряем внимание на времени и начинаем его мониторить, (как с постоянными взглядами на часы во время скучных занятий музыкой), переключатель включается, связывая между собой метроном и аккумулятор. Таким образом пульсы от движения маятника начинают накапливаться в аккумуляторе. Чем больше пульсов накапливается, тем больше в нашем представлении проходит времени.
2. Уровень памяти
Далее процесс переходит на уровень памяти. У нас есть 2 типа памяти: рабочая и долгосрочная. В рабочую память поступает временной промежуток, который мониторится (переживается) в данный момент. Когда обработка данного временного промежутка заканчивается, он переходит в долгосрочную память. Все последующие подобные промежутки, поступающие в рабочую память, сравниваются с промежутками, накопленными в долгосрочной памяти.
3. Уровень принятия решения
В свою очередь, после сравнения временного промежутка из рабочей памяти с пуллом промежутков из долгосрочной, процесс переходит на уровень принятия решения. На данном уровне, исходя из произведенного нами сравнения, мы принимаем решение о том, сколько времени прошло.
⠀
Давайте разберем на примере. Допустим, вы впервые варите кофе в турке. Вы делаете все приготовления, ставите турку на конфорку и начинаете ждать. В этот момент внимание фокусируется на мониторинге времени, и переключатель между метрономом и аккумулятором замыкается. И все эти 3-4 минуты, пока кофе не будет готов, пульсы накапливаются в аккумуляторе, и вам кажется, что время тянется очень медленно.
Но если мы повторим процедуру, например, раз 30, то (1) данный промежуток времени не будет казаться нам таким долгим, и (2) мы сможем достаточно точно определить, когда кофе будет готов. Это возможно, потому что мы уже накопили пулл аналогичных временных отрезков в схожем контексте в нашей долгосрочной памяти.
Заключение
В процессе изучения у меня возникло много вопросов к этой концепции. С голубями все более-менее понятно: вся их жизнь сконцентрирована внутри клетки, а окошко для подачи еды — это основной стимул, моделирующий их поведение. Эти условия действительно позволяют отследить работу механизма внутренних часов достаточно точно. С людьми же все обстоит сложнее.
В повседневности на нас влияет огромное количество факторов: звуки, запахи, свет, настроение, погода за окном. Получается, что работа наших внутренних часов также подвергается влиянию всех этих факторов. Тогда следующий основной вопрос, на который мы попытаемся ответить: что сильнее всего влияет на работу внутренних часов и каким образом. А уже об этом мы поговорим во второй части. Всех обнял, не переключайтесь!
Текст: Паша Гоц (inst: pasha.gots)
Иллюстрации: Мария Королева (inst: smotrisomnoy)