Сегодняшнюю экскурсию мы проведем по Ярославскому вокзалу и проведем третье занятие по информатике. Что мы возьмем с собой? Небольшой альбом и карандаш. Полезные предметы, если понадобиться что-то записать, или зарисовать, не прибегая к помощи электронных гаджетов, хотя и они тоже понадобятся. В частности берем с собой планшетный компьютер. Гибрид планшета с внешней клавиатурой и операционной системой, как на обычном нетбуке. Ну и самое главное, это желание путешествовать и хорошее настроение.
А начнем мы экскурсию на площади трех вокзалов, где мы и закончили прошлое занятие. Кто же решился на создание дороги от Москвы до Сергиева Посада?
Идея пришла профессору математического факультета МГУ Федору Васильевичу Чижову, а поддержал его идею купец Иван Федорович Мамонтов, который являлся отцом будущего мецената Саввы Мамонтова. Если мы перенесемся по железной дороге почти до Сергиева Посада, то попадем на платформу Мамонтовская, где и была дача вышеупомянутых купцов. Но все же вернемся в столицу и посмотрим на нее глазами купца, который стоя за Крестовой заставой, самолично подсчитывал, сколько грузов уходит по Ярославскому тракту и сколько паломников отправляется в Сергиев Посад. Их количество превысило более полумиллиона человек в год. И в 1859 году царь Александр II подписал указ о создании железной дороги до Сергиева Посада. Дорога называлась Троицкой по названии станции прибытия, позже названной Сергиев Посад. Время в пути и стоимость сократились втрое.
Первое здание Троицкого, а ныне Ярославского вокзала детище петербургского архитектора Романа Ивановича Кузьмина. Причем стоять он должен был на территории Ботанического сада. Из-за разногласий с Московским университетом этому не суждено было сбыться, и здание было воздвигнуто на Каланчевском поле по соседству с Николаевским, а ныне Ленинградским вокзалом, где чуть позже появится памятник Павлу Петровичу Мельникову «отцу - создателю» первой железной дороги соединивших Москву и Санкт – Петербург.
В 1862 году был создан первый двухэтажный вокзал и простоял в неизмененном виде практически до двадцатого века. Спустя восемь лет дорогу решили продлить до Ярославля, благодаря чему и поменялось название вокзала.
Савва Мамонтов и Сергей Юрьевич Витте, который являлся председателем совета министров, решил не ограничиваться конечной точкой в Ярославле и в 1898 году продлил ее до Архангельска мимо таких городов, как Иваново и Кострома. Вокзал перестал вмещать огромное количество пассажиров неожиданно обрушившегося на него и в начале двадцатого века его решили перестроить. Этим занялся Федор Осипович Шехтель при поддержке царя Николая II. Стиль архитектуры, который мы можем наблюдать, глядя на здание вокзала, назывался неорусским.
Это слияние древнерусского зодчества и модерна. Из облика здания вокзала исчезли прямые линии, и он стал напоминать терем, чем-то схожий с московским кремлем.
Сходство мы можем увидеть, взглянув на одну из башен. Но в облике появился и «северный» стиль. Именно вторая башня была заимствована из облика Архангельских храмов. Ну а третья башня в виде чума народов севера стала напоминать здание Спасского монастыря в городе Ярославль. Именно там и расположились три герба городов, коих и связала дорога. Георгий Победоносец – московский святой, Михаил Архангел – покровитель Архангельска и медведь с секирой – герб Ярославля.
19 декабря 1904 года вокзал был освящен. Для украшения здания были использованы картины Коровина с бытом северных народов.
В здании вокзала появилась часовня в честь Сергия Радонежского.
Несмотря на то, что фасад очень сильно изменился, с боков можно наблюдать все тот же старинный Троицкий вокзал. Спустя шесть лет решили преобразить перрон. Этим занялся архитектор Лев Николаевич Кекушев. Именно тогда между третьим и четвертый путем появился неприметный, но довольно знаменитый знак «нулевого» километра и начало самой знаменитой транссибирской магистрали.
Лишь в советское время вновь взялись за доработку и изменения в архитектурном облике. Убрали излишества и немного пеняли внутренний интерьер. И лишь в конце двадцатого века принялись за реконструкцию всех наслоений и переходов, созданных архитекторами древности.
И, о, чудо! За расписанием поездов была найдена потайная комната! А потом и другие. Именно в них и сохранился знаменитый «Шехтелевский» стиль.
Именно там мы присядем на кресло и посмотрим на то месте, где и было исчезнувшее расписание и начнем третье занятие по информатике. Оно как раз связано и расписанием и с тем, как оно представлено.
- Что мы с вами видим?
- Правильно! Таблицу. А представим, что текст располагался бы в одну строку. 716Я. Москва – Кострома. Отправление в 15.10. Время в пути 4 часа 07 минут. 108Я. Москва – Кострома. Отправление в 17.05. Время в пути 5 часов 29 минут. 148 Я. Москва – Кострома. Отправление в 23.20. Время в пути 5 часов 42 минуты. 002Э. Москва – Владивосток. Отправление в 00.35. Время в пути до Костромы 5 часов 55 минут.
- Вы сразу нашли поезда до Костромы? Где самый быстрый поезд? Вы сразу нашли номер поезда?
- Такой текст сложен для восприятия, и чтобы найти нужный поезд нужно несколько раз прочитать этот текст.
А теперь составим таблицу:
Мы сразу можем ответить на несколько вопросов.
Какой из поездов самый быстрый?
Какое самое удобное время отправления?
Какое самое удобное время прибытия?
Исходя из вышесказанного мы понимаем, что таблица – это самый удобный способ для представления и обработки информации.
Таблица состоит из головки, боковины и прографки, если следовать специальным терминам.
В частности в данной таблице:
Головка – текст: номер поезда, время отправления, время в пути, время прибытия
Боковина – это номера поезда
Прографка – это все то, что касается времени отправления, в пути и прибытия
Были рады, что Вы побывали на нашем третьем уроке информатики и на экскурсии по Ярославскому вокзалу.
Ставьте лайки и подписывайтесь.