Рождение кинематографа и издание знаменитой книги З. Фрейда «Толкование сновидений» совпали по времени. Фрейд считал, что во сне человек погружается в свою внутреннюю реальность, состоящую из разных граней его личности. А сны – это машина желаний, проявляющая себя в виде образов.
Сны Сальвадора Дали
«Андалузский пес» (Испания). Основа сюрреализма - совмещение сна и реальности. В фильме Л. Бунюэля « Андалузский пес» кинематографическое повествование подчиняется законам «логики» сновидений. Единственным правилом, которым Бунюэль и соавтор ленты, художник С. Дали пользовались при написании сценария, был запрет на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение».
«Завороженный» (США). «В ходе раскадровки фильма «Завороженный» А. Хичкок понял, что его фильму не хватает запоминающихся образов в сцене снов психически больного человека. Будучи поклонником творчества С. Дали, он попросил продюсера пригласить его на роль постановщика.
Хичкок одним из первых показывает в кино яркий и четкий сон, а не размытые картинки. На съемках постоянно присутствовал психоаналитик, поскольку режиссер во многом воплощал в сюжете психоанализ З. Фрейда. Дали удалось создать картину сна как целостного самостоятельного произведения.
Образ сна
«Земляничная поляна» (Швеция). В своих фильмах Ингмар Бергман неоднократно обращался к воплощению сновидений. В фильме «Земляничная поляна» во сне героя – пожилого профессора, анализирующего прожитую жизнь, демонстрируются часы без стрелок на площади, затем появится похоронная процессия и в гробу он увидит самого себя. Образ сна создает в фильме аллегорию отсутствующего или остановившегося времени.
Кино – сны режиссера
"Сны" (Япония) Восемь новелл, связанных лишь тем, что они являются снами выдающегося кинорежиссера А. Куросавы. На самом деле – это образы, действительно приснившиеся ему, но превращенные в кино. Это духовное завещание мастера, наделенное притчевой мудростью. Поэтому в новелле о волшебных лисах есть и дом, где он жил - воспоминание о детстве.
Куросава во многом следует восточному учению дао, призывающему к гармоничному слиянию с окружающим миром. Чтобы раскрыть природу творчества герой фильма Куросавы попадает в картину Винсента Ван Гога и встречается там с самим автором. Новеллы о жертвах Второй мировой и о картинах ядерной войны – это тревога режиссера за мир в будущем.
Сон как мечта
«Малхолллонд драйв» (США) . В этой ленте Д. Линча первая часть фильма является сном-мечтой реальной героини Дайаны, которая приснилась себе в виде невинной и подающей надежды «Бетти». Во сне она успешна, обаятельна и живёт мечтой вскоре стать популярной актрисой.
Отличительной чертой творчества Д.Линча считается «время сновидений», то есть отсутствие в повествовании реального времени. Реплики персонажей, их появление, события не подчиняются хронологической логике.
Осознанное сновидение
"Пробуждение жизни" (США). Фильм режиссера Р. Линклейтера основан на осознанном сновидении - это изменённое состояние сознания, при котором человек осознаёт, что видит сон, и может управлять его течением. Режиссер, сняв нормальный игровой фильм с актерами, затем кадр за кадром перевел его в компьютерную анимацию.
Каждый персонаж нарисован в своей технике. Мир вокруг вибрирует и двоится, не решаясь принять окончательный вид. Осознанные сновидения , показанные в фильме, описаны в трудах психофизиолога С. Лаберджа, который в 1987 году основал Институт осознанных сновидений.
Сон как путь к любви
«О теле и душе» (Венгрия). В фильме кинорежиссера И. Эньеди на скотобойне происходит кража препарата и для расследования проводится психологический опрос всех сотрудников. Так главные герои фильма случайно узнают, что им снится один и тот же сон, где они встречаются в ночном лесу в образе влюбленных друг в друга оленей. Сон помогает им найти путь друг к другу в реальной жизни.
Владимир Жерехов
Просьба оставлять комментарии и при желании подписываться